Выбор редакции

С губернаторов спросят строже

Число критериев, по которым будут оценивать эффективность работы губернаторов вырастет вдвое — с 11 до 24.



Соответствующий указ 14 ноября подписал Владимир Путин. Параллельно с ним утратил силу указ от августа 2012 года, в котором были прописаны предыдущие критерии оценок деятельности глав субъектов федерации.

Среди обновленных критериев — ожидаемая продолжительность жизни при рождении, динамика реальной среднемесячной начисленной зарплаты, отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг ЖКХ к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сообщает ТАСС.

Кроме того, в список попали такие показатели, как коэффициент доступности жилья, динамика валового регионального продукта, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, интеграционный индекс субъекта в национальном рейтинге инвестиционного климата. Помимо этого в перечень включат объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, отношение годового объема госдолга субъекта к объему доходов регионального бюджета, а также доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета региона, добавляет РБК.

Есть в перечне и такие критерии, оценку которым должно дать население региона. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, деятельностью органов власти, а также доли жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции.

Утвердить методики расчета показателей и оценки эффективности губернаторской деятельности поручено кабмину. Отчитываться главы регионов будут до 1 октября каждого года (за предыдущий), а правительству предстоит до 1 ноября информировать президента России об итогах проведенной работы, сообщают "Известия".

Отмечается, что указ четко устанавливает, в какие сроки правительство должно утвердить методику расчета этих показателей. Для большинства критериев это будет сделано в два приема — до 1 июля 2018 года и до 1 декабря. А к 1 марта правительству России предстоит представить проект отдельного указа президента об оценке эффективности деятельности глав федеральных органов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Эксперты, оценивая эффективность расширения числа критериев, отзываются о ней преимущественно положительно. Это позволит более эффективно отражать работу региональной власти. В частности, эксперты отмечают, что 24 критерия лучше, чем 100, как это было некоторое время назад. Подобные критерии превращают эффективный инструмент анализа в набор статистических данных.

"Главное, что были представлены качественные показатели, характеризующие все направления деятельности - экономика, социальная сфера и так далее. И здесь не только статистические показатели, но и опросы удовлетворенности населения региона, насколько жители чувствуют изменения, перспективу, как оценивают качество услуг, образования, здравоохранения, социального обслуживания," — заявила гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

В то же время, считают эксперты, важно, чтобы показатели отсматривались в динамике, потому что уровень развития разных регионов очень сильно отличается. Кроме того, некоторые критерии на поверку могут оказаться двойственными, так как при разных показателях могут отражать текущее состояние той или иной сферы с разных углов.

Общественный деятель, директор АНО "Ульяновский клуб гражданского образования" Максим Терляев скептически относится к появлению новых критериев: "В идеале качество работы губернатора должно оценивать население, которое его выбрало. Оно же должно решать, "править" ему дальше или слагать свои полномочия. У нас же получается, что "наниматель" один, а контролирующе-карающий орган — другой. <...> Нужно понимать, что это всего лишь проекция существующей системы "вертикали власти" в правовое поле.
Все губернаторы — люди взрослые и прекрасно понимающие, за что их могут вызвать в Кремль и, мягко говоря, отчитать. Поэтому этот новый список — не стимул, не производство "мальчиков для битья", а своего рода расширение координатной сетки обоснования отношения Кремля к тому или иному губернатору."


Политолог Александр Балицкий считает, что у президента и правительства и без критериев оценки достаточно рычагов влияния на губернаторов, но в то же время признает их положительное значение для регионов: "Губернаторы разные, как и регионы, возглавляемые ими. А потому для кого-то из них увеличение числа критериев оценок эффективности станет стимулом большей эффектности в работе, а кого-то и "загонит в угол". Но в обоих случаях это, несомненно, хорошо, поскольку рост критериев может стать некой "пищей для размышлений" для всех акторов властвования. <...>
Поводов для наказания губернаторов можно найти достаточно и без новых формул оценки. Главный их смысл и расчет, конечно же, в стимулировании большей эффективности и ответственности исполнительской деятельности
Полагаю, что повышение спроса за эффективность работы в регионе — явление, несущее в себе позитивный смысл. Многое будет зависеть от того, насколько будет спрос сопряжен с ответственностью."


Руководитель филиала ФоРГО в Ставрополе, доктор политических наук, профессор Геннадий Косов отмечает, что по большому счету в этих критериях мало нового, регионы и так отчитываются по многим из них: "Увеличение числа критериев оценки эффективности напрямую не связано с оценкой эффективности или неэффективности работы губернатора. Не все критерии, оценивающие развитие социальной и экономической сфер региона, зависят от работы губернатора и не на все он может повлиять. Более того, есть ряд критериев, которые на данный момент пока трудно поддаются пониманию. <...>
Говорить о том, что расширилось число экономических и иных показателей не совсем правильно. Формально — да, налицо двойное увеличение. Но на самом деле региональные правительства и до этого времени отчитывались по множеству этих показателей, только отчеты представлялись в разные федеральные структуры. Теперь в рамках данного указа, видимо, будут вынуждены подавать отчеты в профильные структуры, а затем в обобщенном виде представлять в правительство РФ. <...>
Несомненным плюсом и отличием от предыдущего перечня является увязка эффективности работы губернатора с реальным улучшением качества жизни и положения людей в регионах."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ