Выбор редакции

Итоги недели: Арктика не терпит промедления

На прошедшей неделе наиболее актуальной для российской энергетики стала тема освоения Арктики как наиболее перспективной территории для добычи и транспортировки углеводородного сырья. На совещании у президента по вопросу стимулирования строительства судов и морской техники на судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» обсуждались изменения в законодательстве, обеспечивающие приоритет по доступу к перевозке углеводородов для компаний, строящих танкеры на отечественных верфях. На выездной сессии Петербургского международного экономического форума в Мурманске также были затронуты темы скорейшего создания опорных зон развития Арктики. «Звезда» осветила проблемы освоения высоких широт Президент РФ Владимир Путин напомнил, что в сентябре 2016 года были запущены первые производственные объекты «Звезды», а этой осенью по заказу «Роснефти» начато строительство четырех судов снабжения усиленного ледового класса. Утвержден перспективный план загрузки предприятия до 2031 года. «Этот план должен четко выполняться, причем не только «Роснефтью», но и другими заказчиками», – отметил глава государства. В свою очередь глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал журналистам, что главной темой совещания у президента было обсуждение вопроса изменения российского законодательства, обеспечивающего приоритет доступа к перевозке углеводородов для тех компаний, что строят танкеры на отечественных верфях. «Это крайне важная новелла, которая позволит обеспечить заказы российским верфям, которые будут обеспечены, в свою очередь, необходимыми грузами, так что даны необходимые поручения президентом. Мы надеемся, что это послужит значительной активизации нашей работы», – сообщил он. Стоит отметить, что в последнее время российские компании демонстрируют активную работу в высоких широтах. «Роснефть» в составе консорциума «Сахалин-1» завершила бурение с платформы «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море самой протяженной скважины в мире. Ее длина с горизонтальным окончанием – 15 тыс. метров, что является мировым рекордом. Скважина относится к категории сверхсложных, отход от вертикали составляет 14129 метров. А 16 ноября стало известно, что первый танкер с грузом с проекта «Ямал СПГ» может быть отправлен в начале декабря после торжественного запуска завода. Опорные зоны ждут документов На выездной сессии Петербургского международного экономического форума «Регионы России: новые точки роста. Арктическим курсом» в Мурманске говорили о форсировании освоения Арктики. Так, первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер сообщил, что к 2035 году доля добываемой в Арктике нефти вырастет до 26%, в абсолютных цифрах объем добычи нефти возрастет более чем до 140 млн тонн против 90 млн тонн сейчас. По его словам, вырастет и объем добываемого в Арктике газа – за 20 лет рост составит 200 млрд кубометров. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун подняла вопрос, что тратить несколько лет на разработку основополагающих нормативных документов для формирования опорных зон развития Арктики, в том числе Кольской в Мурманской области, является непозволительной роскошью. «В соответствии с новой редакцией госпрограммы разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих формирование опорных зон, отнесены уже на конец 2018 года. Формирование самих опорных зон развития запланировано на период до 2025 года», – заявила Ковтун. Минпромторг РФ также предложил перенести на более ранние сроки – с 2021-2025 годов на 2018-2019 годы – реализацию программы по созданию оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения для освоения Арктической зоны РФ. «Непозволительно шесть лет стоять на месте и ждать 2023 года. К тому времени могут быть какие-нибудь роботизированные автономные технологии», – заявил эксперт департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга РФ Константин Иваненко в Омске на форуме «Высокие технологии и техника для Арктики». Китай дышит в затылок Озабоченность представителей российских властей темпами освоения шельфа Северного Ледовитого океана и Северного морского пути вполне объяснима. В Китае скоро должны построить первый ледокол «Сюэлун-2» («Снежный дракон-2»), который уже в 2019 году должен будет принять участие в китайской научной экспедиции в высокие широты. Это говорит о том, что у КНР есть большие планы на освоение Северного морского пути. Поэтому если в РФ будут долго думать и согласовывать различные документы, то Поднебесная спокойно обойдется и без ее помощи. Отраслевые эксперты подтверждают, что у Пекина есть серьезные амбиции по использованию СМП, поэтому России надо поторопиться с освоением Арктики. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что у Китая есть существенная проблема – это судоходство через Малаккский пролив, он очень узкий и является мировым лидером по пиратству. «КНР хотелось бы диверсифицировать маршруты для доставки своих товаров. Поэтому у них и появляются идеи прокладки нового сухопутного «Шелкового пути» и освоения Северного морского пути», – отметил эксперт в интервью «НиК». Он предположил, что ледоколы могут пригодиться Китаю и в реализации совместных с США СПГ-проектов на Аляске. Сергей Правосудов напомнил, что у Китая есть доля и в российском арктическом проекте «Ямал СПГ», а также в других российских нефтегазовых проектах, которые будут иметь возможность транспортировать углеводородное сырье по СРП, поэтому Пекин рассчитывает активно использовать Северный морской путь. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что важная для Китая задача – продавать товары в ЕС, поскольку США стали не столь удобным торговым партнером. «Для Китая Северный морской путь самый дешевый и самый быстрый. И раз они уже начали строить ледокол, значит, у них есть уверенность в его эксплуатации и способности договориться с Россией по СРП. РФ же выгодна проводка китайских судов по Севморпути. Однако может случиться, что КНР захочет «ходить» по СРП и без нашей помощи. Ведь не совсем понятно, зачем им понадобилось строить именно ледокол», – заметил эксперт.