Выбор редакции

Давид Жак Луи (David Jacques-Louis),1748-1825.Франция.


Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщениеДавид Жак Луи (David Jacques-Louis),1748-1825.Франция.

Мадмуазель Гимар в образе Терпсихоры

Мадмуазель Дюкрё

Автопортрет

Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме.

Автопортрет
 
В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
 
Автопортрет
Для произведений художника 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв художника к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (“Портрет доктора Альфонса Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж).
Портрет мадам Рекамье (1800)
 
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Жак-Луи Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна по гравюрам Тардье) и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента, организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
Девушка в тюрбане
 

Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративной частью и т.п. В это время из-под кисти французского живописца вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен — убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”)

Конный портрет графа Станисласа Потоцкого

Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т. п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.

Портрет Анриетты де Вернинак, урожденной Делакруа, сестры Эжена Делакруа

После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский живописец как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции он, как якобинец, был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”, “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины.

Анна-Мария-Луиза Телюссон, графиня де Сорси

Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. (и мастерская)

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

Коронация Наполеона и Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.

Наполеон в коронационном облачении

Этюд головы Наполеона для портрета в коронационном облачении

Наполеон в своем кабинете

Наполеон Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар 20 мая 1800 г.

Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года

Сестры Зинаида и Шарлотта Бонапарт

Клятва в зале для игры в мяч 29 июня 1789 года (атр.)

Женский портрет

Антуан Лоран Лавуазье и его жена

Жанна Таллар , жена Франсуа Лами

Кошеро, Леон-Матье (1793 Монтийи-ле-Ганелон - 1817 умер в море) -- Интерьер мастерской Давида

Мужчина в цилиндре

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Зеленщица

Мария-Франсуаза Бюрон, кузина художника

Портрет графини Вилен XIIII с дочерью

Лора-Эмилия-Фелисия Давид, баронесса Мёнье

Графиня Дарю

Портрет мадам Эмили Серизиат и её сына

Портрет Камиля Демулена с семьей

Голландский посланник в Париже Якобус Блаув

Женевьева-Жаклина Пекуль, мачеха художника

Мужской портрет

Робертина Турто, маркиза Орвилье

Пьер Серизья

Граф Анри-Амедей де Тюренн

Портрет Луизы Трюден

Гадалка

Жан-Огюст-Доминик Энгр

Сюзанн ле Пелетье де Сен-Фаржо

Лазарь Ош

Портрет мадам Клер де Корте

Александр Ленуар, основатель французского музея исторических памятников

Генерал Этьен-Морис Жерар , маршал Франции

Шарль-Пьер Пекуль

Жан-Пьер Делае

Портрет Александра Ленуара

Бертран Барер де Вьёзак

Портрет Гаспара Мейера

Жюльетта де Вильнёв, королева Жюли, жена Жозефа Бонапарта

Купер Пенроуз

Антуан и Анжелика Монже

Портрет графа де Тюренна

Портрет папы Пия VII

Портретпапы Пия VII и кардинала Капрара

Похороны Патрокла

Леонид в битве у Фермопил

Апеллес, Александр Великий и Кампаспа

Философ

Святой Иероним

Прощание Телемаха и Эвхариды

Смерть Марата

Гектор

Гнев Ахиллеса

Портрет девушки

Купидон и Психея

Сабинянки останавливают бой римлян с сабинами

Битва Минервы и Марса

Святой Рох молит Деву Марию излечить больных чумой

Сапфо и Фаон

Марс, обезоруживаемый Венерой и тремя грациями

Покинутая Психея

Обнаженный

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Нападение Аполлона и Дианы на детей Ниобы

Смерть Сенеки

Антиох и Стратоника, 1774,Академия изящных искусств, Пари
Велизарий, 1781,Музей изящных искусств, Лилль
Андромаха у тела Гектора, 1783,Музей Лувр, Париж
Клятва Горациев, 1784,Музей Лувр, Париж
Смерть философа Сократа, 1787,Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Любовь Париса и Елены, 1788,Музей Лувр, Париж
 
 
 

 

http://smallbay.ru/david.html

https://gallerix.ru/storeroom/2120799558/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Давид,_Жак-Луи

 

***********************

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ