Выбор редакции

Сводка ОГПУ о Флоренском нижегородского периода. 1932 год

Снова о Флоренском. Опубликовано А.В. Репниковым.

Краткий обзор СО ОГПУ антисоветской деятельности и группировок среди научной интеллигенции за 10 лет. Не ранее 16 октября 1932 г. // "Совершенно секретно": Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): Сборник документов в 10-ти томах. Том. 10 (1932-1934 гг.). В 3-х частях. Часть 1. М., 2017. С 483-484.

«II. Группа «православных» физиков

В начале НЭПа в Нижнем Новгороде под руководством Бонч-Бруевича была организована радиолаборатория. Вдали от центра, но под крепким покровительством центра, эта лаборатория превратилась в довольно уединенный и очень жизненный организм. Около 1929 г. эта лаборатория была разрушена. В недрах этой лаборатории в те времена сплотилось несколько физиков, не стремящихся быть слишком близко к центру и дороживших сравнительной замкнутостью Нижегородской радиолаборатории. Помимо Бонч-Бруевича, там были Б.А. и Г.Л. Остроумовы и проф. Татаринов, а в Москве их представителем был Н.А. Никитин (теперь он в МЭИ). Эти люди, помимо самого Бонч-Бруевича, – православные, а потом уже физики. Не случайно, в их глазах величайшим авторитетом (как и в глазах проф. Лосева) является П.А. Флоренский, действительно, человек очень незаурядный.

П.А. Флоренский и Б.А. Остроумов – наиболее крупные физики из числа этой православной братии. Они воображают себя мудрыми яко змеи и с этих духовных высот взирают на современное копошение человечества, как на явление временное и преходящее, а потому достойное сожаления и даже сочувствия. Конечно, при первой безопасной возможности эти люди снизойдут со своих высот, чтобы принять посильное участие в походе на большевиков, но пока они «выше всего этого». В сравнении с физиками-«западниками», «православные» физики по своей идеологии стояли значительно дальше от большевиков. Если «западников» в некотором ограниченном смысле можно назвать советскими учеными (в ограниченном, потому что в своей работе они стоят на идеалистической платформе), то к «православным» физикам это название никак не пристало. Несмотря на это в одном отношении «православные» физики нам ближе: всю свою работу, и не на словах, а на деле, они посвящают решению задач, стоящих перед соцстроительством. Если сравнивать практическое значение работы обеих групп, то перевес, и очень крупный, окажется на стороне «православных» физиков.

В связи с этим П.A. Флоренский и Б.А. Остроумов во многих отношениях судят о современных достижениях западной физики гораздо более здорово и материалистично, без захлебывающегося восторга, несмотря на свое «православие». В политическом отношении «православные» несравненно опаснее «западников», т.к. последние не имеют никаких корней в массах, «православные» же, подобно проф. Лосеву, до сих пор имеют основу в кулачестве и вообще среди верующего крестьянства, а также среди рассеянных по СССР осколков Св[ятейшего] Синода, епархиальных училищ и прочей духовно-дворянской мути. Кроме того, «православные» физики стоят ближе к особо важным пунктам советской страны – к Красной армии и промышленности. Зато на идеологическом фронте значение «православных» равно нулю».