Выбор редакции

Как Трампа в чувство привести

Прошел почти год, как Трамп стоит у руля Белого доме. С определенной долей уверенности можно говорить о сложившемся  внешнеполитическом курсе. Еще недавно неявные тенденции, споры и дискуссии вылились уже в заявленную и открыто декларируемую политику. Какова она? Как и прежде, при Обаме американская внешняя политика  идет в русле двухпартийного консенсуса, являясь логическим продолжением курса предыдущей  демократической администрации. Однако при Трампе она становится более агрессивной и напористой, ценностная риторика, характерная для демократов, не исчезла, а дополнилась новым стилем циничного реализма республиканцев.  США уже не прикрываются пафосными лозунгами о защите свободного мира, а открыто заявляют о своей  приоритетности карать неугодных и продвигать свои интересы вопреки всему.

Д.Трамп благополучно забыл о своих предвыборных намерениях во внешней политике. Его рациональные стремления по улучшению отношений с Россией вдребезги «разбились о стену» американского милитаризма. Дабы не быть изобличенным в сотрудничестве с «враждебной Россией», под давлением агрессивного имперского истэблишмента, он окружил себя безусловными «ястребами», круг мышления которых ограничен лишь дальностью и точностью полета «Томагавков». Видимо, одиозным  присутствием военных в администрации (Г.Макмастер, Д.Келли, Д.Мэттис) явно дело не обойдется. Истеблишмент  нацелился на наиболее умеренную часть администрации, возглавляемую Рексом Тиллерсоном.

Весьма показательно и появление  «новой» Стратегии национальной безопасности, пропитанной «духом  Рейгана» с его   опорой на «мир через силу». Новый военный бюджет,  достигший фантастической  планки в 700 млрд. долл.  уже «пробивал» этот потолок при «неоконсервативной» администрации Дж. Буша-мл. Нынешние «военно-финансовые достижения» администрации Д. Трампа – своеобразный реверанс американским правым.      Этот вариант изначально рекомендовался Трампу  «кузницей» американских неоконсерваторов - «Американским институтом предпринимательства» (доклад Repair and Rebuilt. Balancing new military spending for a three theatre strategy.)

Как ни парадоксально это звучит но, внешняя политика сегодняшней «сверхдержавы», США вообще сильно напоминает стиль «страны –изгоя», и явно входит в противоречие с идеалами и стандартами «мирового полицейского», для которого важен управляемый и регулируемый им мир. Какое-то время в 1990-е-гг. так и было. Мировое распределение сил было явно в пользу США. Современный мир, однако, стал другим. Глобальное доминирование одной державы, даже такой крупной и влиятельной как США, невозможно. Ресурсы бывшей «гиперимперии» оказались ограниченными. И потому главное же сегодня для США – создать очаги напряженности, нестабильности, сформировать «окно возможностей» для обоснованного применения силы с целью демонстрации своей мощи. Применение силы хотя-бы в одном регионе должно стать «предупреждением» для любой страны-ревизиониста, которую не устраивает американский порядок мироустройства. Такими «ревизионистами» для США являются, как известно, Россия и КНР. Можно добавить сюда и «региональных игроков» с глобальными амбициями - КНДР, Иран и некоторых других.

Сейчас в мире существует, по меньшей мере, три очага напряжения,  в которых могут потенциально быть спровоцированы   глобальные конфликты, в результате которых американская (читай, мировая финансовая элита) сможет изменить «правила игры», списав внутренний долг США в 20 трлн. долл., устранив экономических и геополитических конкурентов, расчистив, тем самым, дорогу для  своей гегемонии.

Угроза войны с точки зрения Вашингтона является не экстраординарной мерой или сумасшествием, а актом рациональным. США стремятся продемонстрировать всему миру готовность Америки повсеместно защищать свой миропорядок, стремятся дисциплинировать мир страхом применения силы.

Нельзя забывать и то, что США являются первой и единственной страной, применившей ядерное оружие против мирных жителей Хиросимы и Нагасаки. Означает ли это неизбежность ядерной войны?

Нет. Необходимо вести разговор об американской стратегии, в которой  угроза войны – одно из эффективных средств для достижения политических целей. Актуализированный американскими усилиями фактор угрозы со стороны стран-ревизионистов дает США возможность консолидировать не только союзников, но стран,  боящихся Россию и  КНР. Отказ от глобальной миссии по демократизации мира (даже на словах) создает для  США гибкие возможности не ввязываться в дорогие авантюры, на которых они «надломились» во времена Буша-мл., но укреплять свои «форпосты»  в различных регионах.

Можно предположить, что в этой связи США будут использовать региональные проблемы и кризисы для наиболее эффективного управления и сохранения своего влияния, демонстрации силы. Потенциально таких регионов несколько:

- Азиатско-Тихоокеанский.

- «Большой Ближний Восток» (Израиль, Палестина, Иран, Саудовская Аравия, Турция и Сирия).

- Восточная Европа  (Украина и Прибалтика).

Поставки летального оружия на Украину, ежедневные провокации  в отношении КНДР проведением  широкомасштабных маневров вблизи ее границ, признание Иерусалима столицей Израиля, заявления о выходе  из ядерной сделки по Ирану – все это укладывается в заявленный выше сценарий. По своей сути, мы имеем дело с политикой «ревизионистской» державы. Именно США стремятся вернуть мир к состоянию однополярной эпохи. 

Автор - эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН, кандидат исторических наук, американист.

 


НОВОСТИ ПО ТЕМЕ