Выбор редакции

Что известно о "кремлевском докладе" минфина США. 2018. Мир в изображении американских аналитических центров

Что известно о "кремлевском докладе" минфина США










До конца января министерство финансов США должно обнародовать черный список государственных, окологосударственных и частных структур, которые Вашингтон считает опорой "российского режима". Физические и юридические лица, фигурирующие в этом документе, могут попасть под санкции согласно закону, подписанному президентом США Дональдом Трампом в августе 2017 года. ТАСС объясняет, чем грозит так называемый кремлевский доклад и при чем здесь грядущие президентские выборы.
"Кремлевский доклад" еще не санкции
По закону "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), минфин США до 29 января 2018 года обязан представить Конгрессу доклад о высокопоставленных российских чиновниках и бизнесменах (авторы закона называют их олигархами).
Согласно статье 241, документ должен включать в себя информацию об отношениях этих лиц с президентом России Владимиром Путиным, об их причастности к коррупции, об их чистом капитале и источниках дохода, а также об активах родственников (включая жен, братьев и сестер, детей и родителей).
Отдельный документ будет посвящен возможности запрета на американские инвестиции в российский госдолг.
"Кремлевский доклад" не имеет прямой юридической силы, и, как утверждает Bloomberg, в минфине США сейчас ломают голову над тем, чтобы документ не ассоциировался с санкционным списком. Для этого часть доклада может быть засекречена — это дозволено законом. Кроме того, документ не будет опубликован через Управление контроля за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), как обычно бывает в таких случаях.
Решение о санкциях должна принять администрация США
В статье 231 говорится, что "через 180 дней после вступления закона в силу президент должен ввести пять или более санкций, перечисленных в статье 235, в отношении [юридических и физических] лиц, которые, как установит президент, сознательно участвуют с момента вступления в силу данного закона в значительных финансовых операциях с лицами, входящими в оборонный или разведывательный сектор правительства РФ или действующими от их имени, в том числе с Главным управлением Генерального штаба ВС РФ или ФСБ".
В этой же статье оговаривается, что Трамп "может вывести какое-либо лицо из-под действия санкций", если представит в письменном виде "соответствующим комитетам Конгресса" заверения в том, что это отвечает "интересам национальной безопасности США". При этом президент США также должен предоставить доказательства того, что "правительство РФ предпринимает существенные усилия с целью сократить количество и интенсивность кибервмешательств".
В Конгрессе будут давить на президента, чтобы ввести новые санкции
Дональд Трамп негативно относился к закону CAATSA из опасений, что он окончательно испортит отношения с Москвой. Однако и республиканцы, и демократы в Конгрессе сейчас выступают за усиление санкционного режима.
Чтобы привлечь общественное мнение на свою сторону, по инициативе старшего демократа в сенатском комитете по иностранным делам Бена Кардина был подготовлен 200-страничный доклад "Путинская асимметричная атака на демократию в России и Европе: последствия для национальной безопасности США". В документе Россию обвиняют в попытках "подорвать демократические институты" западного мира, а Дональда Трампа — в неспособности противостоять этой угрозе.
Документ не подписал ни один республиканец, но, как отмечает Politico, многие из них в открытую критикуют Трампа за его бездействие по российскому вопросу. Содержащаяся в докладе Кардина рекомендация о более агрессивном использовании финансовых санкций против РФ, по данным Associated Press, вызвала интерес представителей Республиканской партии. А это значит, что в Конгрессе может сформироваться консенсус о необходимости более жестких антироссийских мер.
Последствия для России будут серьезными
В "кремлевский доклад" минфина США рискуют попасть многие представители российского политического руководства, включая членов правительства, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, а также люди из крупного бизнеса и "ближнего круга" президента. По оценке "Коммерсанта", речь идет о 50 лицах, а с учетом членов семей это число может увеличиться до 300. Сами представители американской администрации пока не называют каких-либо чисел.
Введение санкций чревато серьезными экономическими последствиями для тех, кого они коснутся. Такие опасения испытывают опрошенные Reuters предприниматели и близкие к ним источники. Вторичные санкции, предусмотренные CAATSA, могут затронуть любые российские и иностранные компании, которые имеют "существенные" бизнес-отношения с фигурантами санкций. Это подразумевает заморозку счетов, ограничение кредитов от финансовых институтов США, лишение экспортных лицензий и т.д.
Подробнее на ТАСС