Выбор редакции

Kingdom Come Deliverance - Нетолерантная Богемия XV века



"А вы за какого папу - Урбана VI или Бенедикта XIII?" (с)

Вчера приобщился к ожидаемому симулятору похождений сына кузнеца в средневековой Богемии начала XV века.

Игра имела непростую творческую судьбу и создавалась относительно небольшой командой разработчиков (работавших еще над "Opereation Flashpoint") через краудфандинг.
При сверхамбициозной задаче создать подлинный симулятор средневековой жизни, изначально был скепсис связанный с небольшой командой разработчиков и ограниченным бюджетом.
Перед релизом все это дополнилось истерикой толерантной публики, которая требовала, чтобы в Богемию XV века добавили негров, иначе это расизм. После того как главный разработчик покрутил пальцем у виска и ничего добавлять не стал, толерантная публика начала поливать проект грязью и банить тех, кто поддерживал "чешских расистов".
Тем не менее игра добралась до релиза.



Игроку предлагается вжиться в роль сына чешского кузнеца к пасторальном богемском поселке, которым управляет пан Радцыг Кобыла. События происходят в 1403 году в пределах Священной Римской Империи, где законный император был свергнут и в стране идет гражданская война, когда крупные феодалы грабят мелких, часть дворянства готовит заговоры чтобы вернуть свергнутого императора (полностью бестолкового), а в мире существует сразу несколько пап и антипап, отношение к которым характеризует человека в духе вопроса "Чей Крым?"
Игра сразу радует исторической дотошностью - я вообще этим периодом истории не интересовался и крайне смутно представлял, что происходило в Богемии XV века, но за счет богатой справки и исторических отсылок, авторам удается воссоздать весьма своеобразную атмосферу средневековой Богемии, где разборки местных феодалов и прочие горести (включая отсылки к гуситским войнам и бегству папского престола из Авиньона) выглядят весьма интересно даже с общеобразовательной точки зрения - тут расскажут об особенностях пивоварения, добычи серебра, производства ткани и меда, роли женщины в городах и селах XV века, взаимоотношении кучи людей, о которых вы никогда не слышали. Все локации в игре привязаны к реальным историческим местам, а некоторые замки где происходит действие, до сих пор сохранились как целиком, так и в виде развалин. Само собой никаких негров и гомосеков. Расовую неприязнь можно проявить в отношении немцев, которые неоднократно пытались призвать чехов к порядку. Вокруг одни добропорядочные католики, которые убивают других добропорядочных католиков. Как учит игра - атеисты в Богемии появились позже. Видимо понасмотрелись прелестей религиозных войн.


Судя по скринам, будут и традиционные для Европы сожжения ведьм.

Исторический контекст очень порадовал, но само собой, это не учебник истории, хотя для общего развития сойдет. Возможно Клим Жуков доберется до проекта и расскажет, насколько показанное исторически аутентично.

UPD: Оказывается, уже разобрал





Играть предстоит не за "избранного", а за обычного нонейма, который верит в "доброго пана" и мечтает побродить по Богемии, прежде чем осесть в каком-то селе с женой и ребенком.
Чтобы понять, что это за игра, коротко о первых часах в деревне Скалице.



1. Отец посылает главного героя забрать долг у крестьянина, крепление для меча и пиво из корчмы.
2. Пытаясь забрать долг, главному герой получает по морде, потому что "мал еще, чтобы работать коллектором"..
3. Друзья героя подговаривают его закидать навозом дом немца, который в трактире агитирует за немецкий порядок и полощет богемского короля.
4. После проявления богемско-немецкой национальной розни, надо убежать от пристава и умыться, потому что если у тебя лицо и одежда заляпаны кровью и грязью, то люди будут хуже к тебе относиться.
5. Потом вместе с друзьями надо идти избивать должника (в четвером на одного), но так как денег у него нет, можно забрать у него топор и молоток, чтобы продав их купить угля для кузницы.
6. Главный герой с чувством выполненного долга спешит в кузницу, а там отец ему выговаривает, что где ж ты скотина так долго шлялся - пиво уже нагрелось - беги за холодным и покупай за свои.
7. Затем на поселок набегают половцы (лопочут по своему) нанятые Сигизмундом Люксембургским, семью вырезают, а главный герой убегает в соседний поселок. По пути можно спасти девушку, которую насилуют половцы. А можно не спасать, но при разговоре соврать что спас.



И так далее.

Авторы последовательно напирают на реализм.
В игре надо есть (если ходить голодным, то герой слабеет, если переесть, то герой пока переваривает, двигается более вяло, что увеличивает шансы отхватить топорой по голове), спать (если долго не спать, то есть риск, что во время боя герой начнет зевать и моргать), умываться (чтобы при разговоре вам не указали, чтобы вы пошли помылись перед встречей с приличными людьми). Отношение к герою выстраивается по его поступкам, внешнему виду, репликах в диалогах и его социальному статусу (хотя и несколько схематично). Если начать есть просроченную еду, то можно заболеть и умереть. Если в самом начале угодить в тюрьму, то во время набега половцев убежать не получиться и игра закончится в самом начале. По мере прихода одежды в негодность, рубашка и штаны начинают покрываться дырками. Перед тем, как отправить героя спать, ему советуют снять грязные ботинки.
Само собой никакой магии и фэнтези. Сугубо местные феодальные разборки. Очевидно, что главный герой должен возмужать, социально возвыситься, обзавестись более достойным имуществом и "покарать того немца", который порубал его семью. Кто-то скажет, не густо для эпического сюжета. Но для реалий средневековой Европы вполне себе мотиватор.



Игрок сам решает, в каком направлении будет развиваться сын кузнеца - будет ли он решать проблемы силой или хитростью, прокачивая те или иные перки (аля Fallout). Статы повышаются как в TES - чем пользуетесь, то и прокачивается. Будете много махать топором, будете со временем делать это лучше. Будете часто выпивать с крестьянами, будете лучше переносить опьянение, но если перебирать, можно заболеть алкоголизмом.
Боевка сделана от первого лица и она максимально не зрелищна, но как утверждают авторы - зато она более реалистична и отрабатывалась с чешскими реконструкторами. В целом - странная, но не раздражающая. Для лука нет прицела - стрелять надо на глазок "вооон туда".
Графика весьма приятная, с закосом под реализм. Погодные эффекты несколько хуже, особенно дождь.
Музыка просто чудесна, вот просто не к чему придраться. Звук же боя весьма посредственный, ожидал намного лучшего. Русской озвучки нет (только субтитры). Для аутентичности рекомендую менять английский на немецкий, так атмосфернее.
В целом, технически игра весьма противоречивые впечаления оставляет.



Главные плюсы:

1. Исторический период.
2. Средневековая атмосфера.
3. Реалистичность некоторых игровых механик.

Главные минусы:

1. Посредственная оптимизация - не самая технологичная игра умудряется на высоких настройках подтормаживать и имеет проблемы с прогрузкой текстур. Стоит подождать пару патчей, пока ее более-менее приведут в порядок.
2. Кривая анимация - напомнила творчество Беседки. Тут надежды нет.
3. Убогая система сохранений - людям со слабыми нервами "понравится".

В целом, весьма интересный проект с рядом существенных недостатков, часть из которых возможно исправят.  Это конечно не Скайрим и не Ведьмак 3, но в целом выше среднего (в основном за счет атмосферы и антуража).
Игра достаточно занимательная, плюс имеет некоторую общеобразовательную пользу. Было бы интересно увидеть такой проект по Древней Руси, скажем по 13-14 веку.


НОВОСТИ ПО ТЕМЕ