Выбор редакции

Итоги правления Путина. 18 лет

Вот и прошли 18 лет, целая эпоха. В условиях быстрорастущего и меняющегося мира это буквально «цивилизационный» срок, при котором меняются технологические уклады, геополитические ландшафты, диспозиция ведущих мировых игроков и глобальные тренды по целому спектру показателей. Но что изменилось в России?

Будет 24 года, можно считать, что выборы уже прошли. Но что было сделано за истекшие годы? Глупо и нелепо отрицать положительные результаты, поэтому начну с них.

Я не буду подробно раскрывать каждый отдельный пункт, иначе текст растянется на бесконечность. Тезисно с небольшими пояснениями (в произвольном порядке), а по ключевым моментам в отдельных статьях, хотя даже так текст получился очень длинным.

ПЛЮСЫ:

Решение чеченского конфликта и снижение терроризма. Одна из главных проблем и наиболее болезненная тема конца 90х и вероятно центральное достижение лично Путина.

Крым. Безусловно, главное достижение правления Путина. А та стремительность, неожиданность и слаженность при которых был взят Крым – просто невероятны!

Успешная операция в Сирии (по состоянию на март 2018). Спасли режим Асада, допустили военное и политическое присутствие России на Ближнем Востоке, малыми жертвами и ресурсами добились стратегического перелома в войне и заставили считаться с российским мнением на международной арене.

Попытки приобретения субъектности на международной арене. До полноценной политической независимости еще бесконечно далеко, однако в 15-20 лет назад при сопоставимой травли России сдались бы без вопросов, сейчас еще держимся. Пока держимся, посмотрим, как будет. Стойкость Путина в рамках широкомасштабной информационной и политической войны вызывает уважение.

Предотвращение всяких проявлений национализма и сепаратизма, сохранение целостности страны, национального единства, хотя предпосылки к дезинтеграции в 90х объективно были.

Укрепление вооруженных сил и обороноспособности страны практически по всему спектру (администрирование, подготовка и качество армии, перевооружение, разработка и модернизация нового вооружения). Ренессанс оборонно-промышленного комплекса. Хотя большая часть видов оружия находится на уровне прототипов или опытных образцов, но текущее состояние не имеет ничего общего с 90-ми. Безусловно, есть чем гордиться.

Наведение порядка с внутренней безопасностью, значительное снижение стихийной преступности и бандитизма на территории России. Количество убийств снизилось в три раза с начала нулевых. Маргинализация несистемной оргпреступности (так называемых «крышевателей» мелкого бизнеса и торгового сектора 90-х).
Укрепление и развитие аграрного сектора и пищевой промышленности, существенное снижение импорто-зависимости пищевой продукции. Выход в мировые лидеры по экспорту зерна, исторические рекорды по курятине. Позитивные движения к продовольственной независимости по ключевым продуктовым позициям.

Качественные улучшения в налоговом администрировании и собираемости налогов, внедрение комплекса автоматизированных систем в ФНС. Устранение хаотической контрабанды 90-х, взятие под контроль ФТС. В целом большинство федеральных Министерств значительно улучшили свою работу за это время.

Вывод большей части экономики из теневого сектора. Главным образом сектор услуг (торговля, строительство, персональные, развлекательные, спортивные услуги и так далее).

Снижение неконтролируемой смертности населения России. В начале нулевых превышение смертности над рождаемостью составляло около 800-950 тыс человек в год, теперь околонулевой баланс. Это нельзя назвать успехом, т.к. страна потеряла почти 15 млн человек за 28 лет либероидных экспериментов, но, по крайней мере, движение в правильном направлении.

Вывод жилищного строительства на исторический максимум. Сейчас даже после снижения 2015-2016 года все равно строят больше, чем во времена СССР (около 80 млн кв.метров жилья в год)

Снижение государственного долга, прежде всего внешнего.

Централизация вертикали власти, устранение разброда и шатания политических группировок. А по сути это привело к едва ли не полной узурпации власти, где ГосДума и Федеральное Собрание скорее в роли цирка-шапито выступают (ничего не решают, но много выступают и кричат). Плохо это или хорошо – отдельный вопрос. На определенном этапе развития страны в условиях фундаментальной нестабильности и тяжелых кризисов – хорошо. Для долгосрочного развития страны однозначно плохо, т.к. теряется адекватность принимаемых решений, пропадает политическая конкуренция и утрачиваются обратные связи.

Сохранение баланса бизнес/олигархических и политических элит, что является основополагающей составляющей политической стабильности и предсказуемости. Путин выступает в роли разводящего ведущих бизнес кланов, сохраняя баланс интересов, не допуская олигархических войн, столь свойственных, например, на Украине.

Устранение многомесячных задержек заработной платы, как в целом по экономике и прежде всего в государственном секторе, актуальных в 90-е и начале нулевых. Теперь это уже в прошлом, за очень редкими исключениями локального характера.

Снижение бедности. В конце 90-х почти 30% населения имели доходы ниже прожиточного минимума, теперь таких 13.5%. Это все равно очень много, но про времена путинской России можно сказать, что большую часть людей удалось накормить, одеть, обуть и дать базовые предметы домашнего обихода, которые были немыслимы в 90-х. И это нельзя назвать полноценным успехом. Россия остается все еще бедной страной по мировым меркам, уступая в развитии ближайшим конкурентам, но реальная покупательская способность доходов выросла почти в три раза с 2000 (хотя и практически не изменилась с 2008).

Зарплаты бюджетников все же удалось в последний момент привести в соответствии с майскими указами.

Цифровизация государственных услуг, развитие принципа «Единого окна». Перевод большей части документооборота в электронную форму. На самом деле, движения по этому направлению весьма позитивные, и Россия обгоняет многие крупные развитые страны в аспекте цифровых государственных услуг, мониторинга и контроля.

Взвешенная бюджетная политика. Само по себе наращивание долга не есть плохо в условиях, когда деньги эффективно распределяются на приоритетные направления, дающие значительную отдачу в среднесрочной и долгосрочной перспективе (различные научные, инфраструктурные и технические мега проекты). Но в текущих реалиях наращивание гос.долга несло бы больше негативных последствий просто потому, что инвестиционные государственные расходы тратятся вопиюще неэффективно, а по долгам платить придется. Более того, внешний долг — это неизбежная утрата части суверенитета, т.к. при серьезных кризисах международные финансовые институты ставят третьи страны мира в известную позу. Поэтому лучше отсутствие долга, чем его наличие в российских реалиях.

Сохранение относительной свободы слова. Хотя все федеральные и квазигосударственные СМИ в России под жесточайшей цензурой и существуют с главной целью – идеологическое и медийное прикрытие властей (хотя так же, как и Европе и США), но все же допускаются альтернативные мнения и позиции. Не пошли по украинскому сценарию, где любое невыгодное властям мнение или позиция могут быть буквально смертельными.

Некоторые улучшения ведения бизнеса по методологии Всемирного Банка.

Рекордно низкая инфляция.
Хотя и ценой убийства частного сектора и инвестиций.

МИНУСЫ

Провал интеграционных процессов в странах СНГ. Ни одна из стран СНГ (включаю Белоруссию и Казахстан) не являются нашими стратегическими союзниками ни в военном плане, ни в политическом. Лишь ситуационное партнерство. Кризис 2014-2018 это доказал в полной мере. Где поддержка всех этих стран в Сирии, Крыму и украинском вопросе?

Провал внешней политики по Украине. О ситуации на Украине я активно писал в 2014-2015, концептуально ничего не изменилось, повторяться нет смысла. Но важно отметить, что из нейтрального государства Украина превратилась в яростно-враждебное с откровенно русофобским опасным вектором поведения. Разорвались финансово-экономические, торговые, культурные связи, усилилось присутствие США и ЕС, а российские прокси на Украине в виде ДНР и ЛНР находятся в полулегальном, удручающем положении без шансов не то, что на экспансию, а даже на удержание позиций в долгосрочной перспективе. Русский мир завернулся, не успев начаться. О защите русских на Украине, дефакто, речи не идет.

Последовательное приближение сил НАТО к российским границам. Размещение систем ПРО США в Румынии и Польше, размещение ограниченного воинского контингента в странах Прибалтики, присутствие США на Украине. Усиление геополитического влияния США в Азербайджане, Грузии, Узбекистане и Киргизии. Безусловно это провал российской внешней политики.

Денежно-кредитная политика, не отличающиеся высокой степенью адекватности в условиях кризисных и шоковых процессов, что отчетливо показали, как события 2008-2009, так и 2014-2015. Неспособность борьбы с системными бандитскими утечками капитала. Хотя ситуация улучшилась с 2013 года, но главным образом за счет выпадение нефтегазовых сверхдоходов от экспорта. Перманентно завышенные реальные процентные ставки, ограничивающие экономический рост. Денежно-кредитная политика, преимущественно привязанная к внешним валютным потокам, а не потребности национальной экономики в ликвидности. Неспособность формирования замкнутого контура финансовой системы, что есть в развитых странах и тем самым невозможность проведения свободной эмиссионной политики.

Темпы роста экономики. Слаборастущая экономика, дегенеративная структура экономики с гипертрофированным сырьевым сектором. С 2000 года рост в России является слабейшим не только среди ведущих развивающихся стран, но и среди стран бывшего СССР. Экономика России хуже всех страны бывшего СССР и СЭВ, за исключением Украины, Грузии и Молдавии пережила деградацию 90-х годов и посткризисное восстановление по настоящий момент. С 2007 года темпы роста в России являются слабейшими в мире (третье место с конца после Украины и Греции).

Наука и технологии. В России в количественном и качественном измерении не развиваются наукоемкие отрасли. Технологический экспорт на душу населения находится на 64 месте в мире на уровне с Венесуэлой, Уругваем, Ливаном и Саудовской Аравией, при этом доля техно-экспорта даже ниже, чем в 90-е!

Технологическое производство показывает самые слабые темпы роста среди других отраслей промышленности низкого и среднего передела и с добывающим сектором. С 2011 года по 2017 технологическое производство гражданского назначения драматически снижается в пределах 15-30% по ключевым позициям и лишь ВПК не дает грохнуться окончательно. Россия системно недофинансирована в фундаментальной и прикладной науке.

Самое низкое отношение расходов на R&D среди всех крупных стран мира (не более 1% от ВВП). Государственный сектор прямо или косвенно в науке и технологиях занимает под 80%, что является чрезвычайно большой долей по меркам ведущих стран мира. Частный сектор не инвестирует в науку совсем. При этом приоритет государства в этом направлении по факту снижается. В реальном выражении расходы на науку упали на 25% с 2013 года.

Медицина и продолжительность жизни. Столь любимое утверждение многих федеральных чиновников, российских СМИ и Путина в том числе о росте
продолжительности жизни в России имеет малое отношение непосредственно к российской медицине и достижению властей. Это общемировой тренд, который наблюдается даже в диких африканских странах. Реальность такова, что Россия находится на 109 месте в мире по продолжительности жизни ниже Украины, Киргизии, Молдавии и даже таких стран, как Ливии и КНДР!! Сама по себе методика определения продолжительности жизни спорная. Но вообще это достижение ведущих фармацевтических ТНК, которые к России не имеют никакого отношения, более современного оборудования из Европы, США и Японии и повышение безопасности труда на производстве с общим снижением трудоемкой работы вследствие автоматизации.

Реальность такова, что количество больниц, поликлиник в России снизилось в разы с конца 90х, как и количество коек. Причем в 80% случаев при закрытии больницы речь не идет о консолидации ее с другой больницей. Просто закрытие из-за недостатка финансирования. В будущем я посвящу этой теме несколько отдельных статей с подробной статистикой. Но отмечу, что доступность медицины существенно падает с ростом транспортного плеча, что больше актуально для поселков и малых городов. Качество медицины также хромает из-за недостатка финансирования и дефицита квалифицированных кадров (на смену профи из СССР приходит поколение ЕГЭ). В России по факту условно бесплатная медицина. Все, что сложнее перевязки и измерения давления/ температуры у терапевта так или иначе будет платно, либо с бесконечной очередью. Ситуация в Москве и Питере традиционно лучше, но в большинстве малых городов и тем более сел – ситуация близка к катастрофе. Тем не менее, лучшее всего про медицину скажут те, кто с ней сталкивался, а это непосредственно ваше окружение.


Образование. Как и медициной разбор образования требует отдельной темы. Подробные цифры в спец.исследовании, но из того, что есть следует сказать, что любой, кто сталкивался с современной молодежью однозначно ответит, что ельцинская и путинская Россия родила поколение откровенных дебилов. Поколение Вконтакте или ЕГЭ. Возможно быть лояльными к властям их научили, но думать, анализировать и общей эрудиции не научили.

Существует критический дефицит квалифицированных кадров и это проблема имеет долгосрочный характер. Кому мы передадим Россию? Общая эрудиция важна, но даже в узко-специализированной тематике огромные пробелы.

Западное образование тоже оставляет желать лучшего в рамках эрудиции по спектру ключевых тем жизнедеятельности, но их задрачивают по полной программе по какому-то узкому направлению. Т.е. человек может в совершенстве крутить болты у авиационных двигателей, но при этом не сможет показать на карте Украину или Сирию, не говоря уже об истории стран, внутренней политической и экономической специфике стран. В России даже этого зачастую нет.

Проблема, конечно в том, что для властей никогда (ни раньше, ни сейчас) не были в приоритете наука и образование. Потому что умным народом сложно управлять, тогда как быдлу любое пропагандистское дерьмо за обе щеки заходит – раз, а во-вторых, у них никогда не стояла цель развития страны, где нужны квалифицированные кадры. Выкачивать ресурсы и воровать – да, а развитие? Нет, извольте.

Утечка кадров. Отсутствие перспективной и высокооплачивой работы для высококвалифицированных кадров (того небольшого количества, что еще можно найти на просторах России) в виду отсутствия спроса со стороны государства и отсутствия частного сектора, занятого высокими технологиями. Все, кто что то может и умеет вынуждены уезжать из России, т.к. стране они не нужны. От культа инженеров, ученых, перешли к культу олигархов, бандитов и подонков.

Отсутствие социальных лифтов. Все доходные места заняты приблатненными мордами околовластных структур. Подняться с нуля талантливому человеку на первые эшелоны, который не относится к ведущим олигархическим или властным кланам практически невозможно. Трудолюбие, целеустремленность и талант не помогут, если все забито приблатненными мордами.

Низкая производительность труда. Данная проблема обусловлена не столько качеством рабочей силы России по сравнению, например, с Германией, Японией или США, а устаревшими производственными технологиями, неэффективным менеджментом (нацеленным на быстрое личное обогащение) и дегенеративной структурой экономики. Разница в чистом реальном доходе (после выплаты всех налогов и сборов) по ППС между схожими профессиями с одинаковой производительностью (таксиста, продавца, парикмахера) между Россией и Германией заключается в том, что в Германии в виду высокой концентрации отраслей с высокой добавленной стоимостью происходит перебалансировка доходов в менее доходные отрасли.

Т.е условный таксист с одинаковой отработкой в часах и эффективностью в Германии живет лучше, чем в России за счет того, что сверхдоход от высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью перераспределяется на уровни ниже. Поэтому, когда считают производительность в деньгах, разделив выручку или ВДС отраслей на количество человекочасов, то необходимо делать поправку на общую структуру экономики, т.к. физическая производительность (сдельная) может быть паритетная. Шахтеры в Африке работают существенно больше шахтеров в Европе, а получают в разы меньше.

Коррупция. Так много о ней было сказано, но так мало понимают об основном ущербе коррупции. Существуют различные формы. Есть коррупция бытовая/бюрократическая (низовая коррупция), когда частные лица или предприниматели платят чиновникам определенную сумму денег за ускорение прохождение бюрократических процедур и/или за то, чтобы чиновники «закрывали глаза» на штатные проверки бизнеса и небольшие нарушения. Негативная сторона в том, что эти издержки ложатся на экономику (бизнес и населения), ограничивая покупательскую способность. Бизнес перекладывает издержки в цену, повышая ее, а население недополучает доходы. Бывают случаи, когда чиновники практически прямо намекают бизнесу, что, например, не подключат к энергосетям или не дадут место под застройку, пока не получат определенное вознаграждение.

Есть еще более опасная форма коррупции. Это системная коррупция, которая подрывает основы экономики и государственного устройства. Это когда происходят расправы одних субъектов экономики с другими, так называемые нерыночные, неконкурентные расправы. Например, одна фирма, которая имеет коррумпированные или личные связи с силовыми структурами и судебной властью может подавить или уничтожить своего прямого конкурента подставой или заказным делом. Таких примеров тысячи. Есть примеры, когда лобби крупнейших транснациональных корпораций платят федеральным и региональным чиновникам, чтобы расчистили рынок сбыта под свою иностранную продукцию в ущерб отечественного производства и так далее. Поэтому коррупция высокого уровня – это коррупция, как инструмент для расчистки рынков сбыта от конкурентов или прямое уничтожение конкурентов заказными делами и подставами. К сожалению, Россия вдоль и поперек, сверху и донизу пронизана различными формами коррупции, о чем вам доложит практически любой бизнесмен.

Судебная система и отсутствие гарантий прав частной собственности. Российская специфика такова, что если вдруг ты кому-то не понравишься, то бизнес у тебя заберут с высокой вероятностью, а сделать ты ничего не сможешь, какая бы правда и юридическая защита у тебя не была. Не понравиться ты можешь по разным причинам. Вдруг власть начал критиковать, не лояльно с чиновниками взаимодействуешь или внезапно твой бизнес стал слишком прибыльным. Не заплатил вовремя откат и до свидания.

На самом деле поиск покровителей во властных и силовых структурах – это одна из частей системной коррупции, которая в конечном итоге повышает издержки бизнеса и которые впоследствии перекладываются на экономику, делая бизнес менее конкурентоспособным по сравнению со странами, где коррупция не столь выражена.
Судебная система в России, мягко говоря, непредсказуема. Схожие дела могут быть рассмотрены совершенно по-разному, прецедентного права не существует. Чрезвычайно велик административный ресурс, что доказало дело АФК-Система, дело по которому с 95% вероятностью было бы выиграно в пользу АФК с более беспристрастным судом.

Большая часть преступлений по экономическим делам шиты белыми нитками и являются не более, чем расправой одних над другими.
Доверие бизнеса и общества к судебной системе очень низкое. Как говорится, надышались, насмотрелись. Дело даже не в том, что само по себе законодательство несовершенно и имеет массу изъянов, а в том, что нет предсказуемости и прозрачности, нет гарантий, что твое дело будет рассмотрено честно, беспристрастно и по действующему закону.

Дорожное строительство и транспортная связанность. Несмотря на массу пропаганды о возрождении России в рамках развития инфраструктуры и транспортной связанности, на деле выходит, что дорог строят сейчас в три раза меньше, чем в 2000 году и в шесть раз меньше, чем во времена СССР (!) и никакой тенденции на увеличение нет даже близко. Хотя это лакомое место для откатов и воровства, но вот такое дело, что даже дороги в России практически не строят. Об этом была спец.статья. В крупных городах ситуация еще более ли менее, но вся остальная Россия в унынии и развалинах. Тема дорог в России вечна, и она актуальна по сей день. Прогресса не видно.

Слабое развитие инфраструктуры, недоразвитость жилищно-коммунальных услуг в регионах.
Ситуация с инфраструктурой и ЖКХ в России очень тяжелая. Ввод тепловых сетей сейчас в России в 7 раз меньше, чем в 1990. Ввод водопроводных сетей в три раза меньше. Ввод канализационных сетей также почти в три раза меньше. При этом аварийный износ тепловых сетей составляет 30% против 16.2% в 2000 и 8.7% в 1990. Износ водопроводных сетей составляет 47% против 31.6% в 2000 и 16% в 1990. Износ канализационных сетей 44% против 27.6% в 2000 и 14.5% в 1990. Во многих мелких городах с населением меньше 100 тыс человек аварийный износ достигает 85-90%! Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге нет никаких проблем, но Россия — это не только Москва и Питер. С электросетями ситуация не лучше. Недоразвитость, убогость и высокий износ коммунальной, газовой и электрической инфраструктуры – такое же больное место, как и дороги.

Воровство при госзакупках. Тема на докторскую диссертацию. Однако, даже официальные чиновники не раз говорили, что воровство достигает астрономических масштабов. Медведев еще в 2010 говорил, что ворует до 1 трлн руб в год, еще тех денег. Негативная сторона очевидна – крайне неэффективное расходование бюджетных денег и ограничение развитие добросовестного бизнеса. Вообще проблема воровства в России актуальна, как никогда. Какими бы гениальными не были бы экономическая программа и инвестиционные проекты, все упрется в вопиющую неэффективность расходования средств, где на каждый рубль целевых средств смета может раздуваться в 3-4 раза за счет откатов и разнокалиберного воровства в цепочке посредников. В этот пункт можно внести и незаконное обогащение многих чиновников.

Компрадорская элита. «Устойчивость страны базируется еще и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, принимающих инвестиционные решения, живет в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием.», - как-то говорил Путин в своих программных статьях в 2012 году. Но реалии таковы, что подавляющая часть системообразующей (принимающая принципиальные решения) политической и олигархической элиты России никак не связывает свое будущее с Россией, вывозя капиталы и семьи заграницу. Ментально они ассоциируют себя где и кем угодно, но только не в России, осваивая страну вахтовым методом, как источник ресурсов.
Об этом писал ранее. Здесь и здесь

Чрезвычайно большая дифференциация доходов, бедное население.
Дифференциация доходов не только между богатыми и бедными, которая наиболее высокая в мире. Но главным образом между регионами. Москва самый богатый регион России (за исключением статистических аномалий в Чукотке и Магадане, но там занятых всего 31 и 86 тыс человек против 7.1 млн в Москве). В Москве средняя зарплата после выплаты всех налогов и сборов в 2017 была 64 тыс рублей, что с учетом паритета покупательской способности не так уж далеко от Франции, Германии и Великобритании.

Например, в Париже средний реальный доход (после уплаты налогов) около 2300 евро в месяц против 880 евро в Москве, но стоимость жизни в Париже на 70% выше московской. С учетом ППС в Париже уровень жизни лишь в 1.5-1.6 раза выше, чем в Москве. Разрыв не столь драматический. Но в России 22.3 млн занятых из 72 млн имеют среднюю реальную зарплату ниже 25 тыс руб в месяц, а почти 48 млн занятых (2/3) от всей экономики менее 30 тыс рублей. И это самые последние данные. Очевидно, что на такие деньги в 2018 даже одному сложно существовать, не то, что семейство содержать.

Помимо этого, как писал раньше, темпы роста расходов населения в России на долгосрочном отрезке не выше, чем Белоруссии и Казахстане. Поэтому никакого экономического чуда не наблюдается. С 2000 года расходы выросли у всех и в России ничуть не выше, а зачастую даже ниже (по относительной динамике)

Отрицательная демография. В России удалось остановить неконтролируемый спад, но потеряв почти 15 млн человек за годы либероидных экспериментов (без учета чистого притока мигрантов), страна не может балансировать около нуля по рождаемости. Те меры, которые принимаются очевидно недостаточны. Тем не менее, проблема комплексная. Низкая рождаемость в российских реалиях есть оборотная сторона слабой экономики и отсутствия перспектив с общей непредсказуемостью и неуверенностью в будущем. Если люди сами себя с трудом прокармливают, то как они смогут воспитать детей?

Низкие стандарты экологической защиты. Культура утилизации мусора в России на уровне средневековья. Ну а что? Территории огромны, на наш век запасов природы хватит, а потомкам сюрприз. Также это относится к неконтролируемому сбросу жидких бытовых и производственных отходов в крупнейшие реки России. Плюс к этому многие предприятия не соответствуют современным экологическим нормам. Отношение к природным заповедникам оставляет желать лучшего, чего стоит только Байкал. Проблем много.

Критическое устаревание и износ системообразующих основных фондов, хроническая недоинвестированность экономики, чрезвычайно низкая доля инвестиции в ВВП.

Отсутствие предсказуемости экономического и политического ландшафта. Работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей, чтобы избежать возможного рейдерского захвата или невменяемых судебных решений.

Отсутствие политической конкуренции. Напрочь зачищенное и стерилизованное пространство политической конкуренции привели к политической деградации. Это оборотная сторона узурпации власти. В итоге вместо оппозиции калибра Берии Россия получила каких-то деградантов, шоуменов и прочее низкопробное мразотство на подсосе у западных спецслужб, что действует обратно – еще больше укрепляет власть Путина в логике «Лучше уж Путин, чем эти идиоты»

Теперь к главному. К резолюции, заключению.

Если свести все балансы, то будет видно, что большая часть положительных моментов относится к периоду 2000-2007 в условиях общемирового экономического роста и увеличения цен на нефть. В тот момент росли все и Россия ничем особенным не выделялась, но зато с 2007 года на настоящий момент экономическая и финансовая динамика в России стали самыми худшими среди всех крупных развивающихся стран. После 2007 из положительных сторон можно выделить разве что указанные в начале геополитические аспекты, ВПК и армию, аграрный сектор и цифровизация государственных услуг.

Можно сказать, что путинская Россия (Путин и его команда) обеспечила крышу над головой, одела, обула, накормила (по минимальному набору) и обеспечила безопасность, как внутреннюю, так и внешнюю, сформировав жесткую вертикаль власти, устранив разброд и шатания. Т.е. решены, так называемые, фундаментальные аспекты государственного устройства. Вне всяких сомнений это очень важно.

К сожалению, сейчас не 19 век и не начало 20 века. Таким набором уже не удивишь, даже слаборазвитые африканские, латиноамериканские и азиатские страны могут похвастаться тем, что население накормлено, имеет крышу над головой и на улице не стреляют в кого попало.

Но когда спрашивают, что с путинской Россией не так? Что можно ответить? Минусы носят более глобальный и структурный характер. Чрезвычайно низкие темпы экономического роста (худшие среди всех развивающихся стран), гипертрофированная сырьевая зависимость, отсутствие высокотехнологических отраслей, деградация науки, технологий и образования. Отсутствия социальных лифтов и точек приложения талантливой молодежи.

Всепроникающая коррупция, воровство на гос.заказах, непредсказуемая, предвзятая, волюнтаристская судебная система. Компрадорская, национал-предательская элита. Денежно-кредитная политика, адекватность которой под вопросом с перманентно завышенными реальными процентными ставками и утечками капитала. Зачастую недоступная и некачественная медицина, особенно в городах с населением менее 1 млн человек с очень низкой рождаемостью при высокой смертности по мировым меркам.

Очень бедное население, за исключением Москвы и Питера и нескольких регионов с добычей сырья типа Тюмени, чудовищная межрегиональная дифференциация доходов (крупные города еще как-то сохраняют признаки цивилизации, тогда как село и малые города на уровне средневековья). Очень высокий износ инфраструктуры (преимущественно в регионах), низкие темпы ввода коммунальной и энергетической инфраструктуры, которые в разы ниже, чем в СССР.
В довесок к этому череда провалов на геополитическом фронте (особенно по Украине и вопросам ПРО) и неспособность формирования устойчивого пула стратегических союзников.

Скажу так, Путин и команда обеспечили устойчивость государства, сохранив целостность страны и некий минимальный фундаментальный выживательный набор, как по пирамиде Маслоу. Но подняться на новый рубеж принципиально не способны.

В мире 2018 этого недостаточно. Учитывая те глобальные вызовы, которые стоят перед Россией и то геополитическое положение, которое имеется, Россия не может довольствоваться минимальным набором развивающихся стран. Низкие темпы развития и технологическая недоразвитость — это не просто слова. Это не столь заметно на краткосрочном и среднесрочном обзоре, но в долгосрочной перспективе дисбалансы будут проявляться все более явно, они будут выпуклыми.

Прежде всего это будет выражаться в утрате рычагов влияния на глобальные процессы, попросту говоря, с Россией никто не будет считаться, никто не будет воспринимать Россию, как весомую геополитическую величину. Рычагов влияния и сейчас нет, а дальше будет только хуже. В виду своего размера и природных ресурсов, для России это может быть смертиподобно. Второй негативный момент заключается в том, что низкие темпы развития будут все меньше привлекать инвестиций в Россию, а внутренние инвесторы наоборот начнут выводить активы из России, конкурентоспособность и привлекательность экономики снизятся. Все это еще больше усилит утечку мозгов из России.

Я бы назвал это «пределом профпригодности или профессионализма». Каждый имеет некий предел своей компетентности, который выражается в интеллектуальных, физических, морально-волевых и идеологических особенностях. Очевидно, что кто-то лучше, а кто-то хуже справляется с подобной работой.

Что мы имеем применительно к текущим российским властям и элите? В силу объективных и субъективных особенностей предел компетенции упирается в существующую формацию экономического и государственного устройства России, но интеллектуальных, морально-волевых или идеологический особенностей очевидно не хватает для перехода на новую цивилизационную ступень, уровень развития. Грубо говоря, тупо не тянут и не соответствуют тем вызовам и задачам, которые стоят перед страной.

Тот масштаб проблем, который стоит перед Россией в 2018 очевидно не для этой команды. Все, что могли они уже показали. Почему это так? Вопрос другой. Кому-то компетенции и интеллектуального потенциала не хватает, кому-то административных и морально-волевых качеств, а кто-то банально нацелен на личное обогащение через воровство и вывоз семьи и капиталов из России. Зачем ему развитие? У него свои планы, которые лежат в перпендикулярной плоскости российскими задачам и проблемам.

Сколько планов залихватских и забористых было в 2012 и что было сделано? Да ничего, если судить в макромасштабе. В лучшем случае имитация бурной деятельности, но даже на нее порой забивают.

Что разочаровывает?
1. Декларируемые планы практически никогда не воплощаются в жизнь.
2. Если даже атака по всем фронтам со стороны США и стран Европы не смогли растормошить российскую олигархическую и политическую элиту на качественный, мобилизационный рывок со сменой приоритетов от личного обогащения и удержания власти к развитию страны, то значит им уже ничего не поможет. Безнадежны.
3. Отсутствие необходимой компетенции, целеполагания и морально-волевых качеств для модернизации российской экономики и социальной сферы. Неспособность перехода на качественно иной уровень развития. Деградация и гниение
4. Отсутствие вменяемой оппозиции действующей власти.
5. Невозможность смены команды на более качественную и вменяемую, если очевидно, что эта не справляется.

Поэтому с высокой вероятностью через 6 лет все те проблемы, которые обсуждаем сейчас, как под копирку будут актуальны. Причем снова не будет сделано ничего. Но только мир будет в 2024 совсем другим, как и вес/значимость России в этом мире.




НОВОСТИ ПО ТЕМЕ