Выбор редакции

БК РЕГИОН: Мониторинг региональных бюджетов за 4 квартал 2017 года

Мониторинг региональных бюджетов за IV кв. 2017 года



По данным Росстата, ВВП России по итогам 2017 года вырос на 1,5%, что оказалось заметно ниже ожиданий правительства. В октябре-декабре минувшего года экономика прибавила всего 1,2-1,3%, несмотря на хорошую динамику инвестиционного и потребительского спроса.



Главными факторами, обусловившими торможение экономического роста стали сокращение государственных расходов и увеличение физического объема импорта.



Тем временем, инфляция, как и ожидалось, существенно отклонилась от цели Банка России и составила 2,5%. Благоприятная ценовая динамика способствовала смягчению денежно-кредитной политики: в IV квартале 2017 года регулятор дважды снижал ключевую ставку в общей сложности на 0,75 процентных пунктов.



Курс рубля к доллару испытывал существенные колебания в связи с усилением санкционного давления на Россию со стороны США. Однако к концу декабря 2017 года ситуация на валютном рынке стабилизировалась.



ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ



По итогам 2017 года в российских регионах сохранилась в целом благоприятная бюджетная ситуация. При росте собственных доходов на 9,1%, совокупные расходы субфедеральных органов государственной власти увеличились на 9,2%. Дефицит сводного бюджета составил 15,5 млрд рублей против 2,4 млрд рублей по итогам 2016 года. С профицитом год завершили 45 регионов.



В октябре-декабре квартале 2017 года рост собственных доходов региональных бюджетов составил 10,7% при увеличении расходов на 15,0%. Объем безвозмездных поступлений вырос на 9,6%.



ДОХОДЫ



В 2017 года, собственные доходы субъектов федерации составили 7 592,3 млрд. рублей, что на 635,0 млн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления по налогу на прибыль выросли на 10,9%, НДФЛ – на 8,2%, налогу на имущество – на 12,5%. Сборы акцизов показали отрицательную динамику, сократившись на 6,9%.



В IV квартале 2017 года собственные доходы субъектов достигли отметки 2 153,8 млрд. рублей (+209,0 млрд рублей в годовом сопоставлении). Поступления по налогу на прибыль увеличились на 17,8%, по НДФЛ – на 8,0%, по налогу на имущество – на 10,4%. Сборы акцизов сократились на 5,5%.



Наибольший рост собственных доходов за счет роста поступлений налогов на доходы показали Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Заметно сократили собственные доходы Сахалинской области и ХМАО, пострадавшие от уменьшения сборов налога на прибыль.



Общий рост поступлений по налогу на прибыль произошел на фоне сокращения положительного финансового результата прибыльных организаций на 5,0% до 12,3 трлн рублей. У прибыльных организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, чистая прибыль выросла на 280,6 млрд рублей (+11,6%). Но этот рост был с лихвой нивелирован падением прибыли торговых предприятий (-426,7 млрд рублей, -16,7%) и организаций, связанных с профессиональной, научной и технической деятельностью (-264,4 млрд рублей, -34,0%).



Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2017 году выросла на 6,5% на фоне сокращения численности занятых в экономике на 0,4%. Денежные доходы населения показали номинальный рост в 2,3%.



Рынки подакцизных товаров демонстрировали рост. Продажи алкоголя крепостью свыше 9% показали рост на 3,6%, вина – на 2,2%, пива – 9,2%. Реализация бензина на внутреннем рынке выросла на 0,7%, дизеля на 2,7%.



РАСХОДЫ



Совокупные расходы регионов в 2017 году составили 9 382,5 млрд рублей. Отчисления по статье "Социальная политика" выросли на 34,3%, "Национальная экономика" – на 14,4%, "Образование" – на 5,9%, "Жилищно-коммунальное хозяйство" – на 24,1%. Ассигнования на здравоохранение уменьшились на 34,0%,  расходы на обслуживание государственного долга – 14,3%. Межбюджетные трансферты увеличились на 11,1%.



Сильнее всех сократили расходы Сахалинская область (ЖКХ, здравоохранение и национальная экономика), ХМАО (ЖКХ и здравоохранение). Значительный рост расходов отмечен в Москве (национальная экономика, ЖКХ, социальная политика), Московской области (национальная экономика, образование и социальная политика) и Санкт-Петербурге (национальная экономика, ЖКХ, образование).



СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ



В IV квартале 2017 года международные рейтинговые агентства совершили 4 рейтинговых действия. Standard & Poor’s повысило рейтинг Красноярского края с "BB-" до "BB", Fitch отозвал рейтинги Тверской и Ленинградской областей, Пермского края. Российское агентство АКРА присвоило рейтинги по национальной шкале 24 субъектам федерации.



Доля собственных доходов выросла лишь у регионов высшей рейтинговой группы ("BBB-"), у "BB-" осталась без изменений, у остальных – снизилась.



Расходы на обслуживание долга снизились у всех рейтинговых групп кроме "B+".



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ



В 2017 году объем государственного долга субъектов федерации снизился на 1,6%, составив 2,3 трлн рублей. В годовом сопоставлении доля банковских займов сократилась на 5,6 процентных пункта, бюджетных кредитов выросла на 1,5. Долг, выраженный в ценных бумагах, составил 548,5 млрд рублей, увеличившись на 14,0%.



В абсолютном выражении по состоянию на 1 января 2018 года сильнее всех нарастили государственный долг Санкт-Петербург, Омская область и республика Мордовия. Значительно сократили объем государственных обязательств Москва, Челябинская область и ЯНАО.



На 2018 год субъекты федерации планируют чистое привлечение средств за счет выпуска облигаций на сумму 221,5 млрд рублей, за счет кредитов коммерческих банков – 113,1 млрд рублей. Погашение бюджетных кредитов запланировано на сумму 136,2 млрд рублей.



КОНЪЮНКТУРА РЫНКА



В 2017 году на рынке рублевых облигаций преобладала благоприятная конъюнктура, что способствовало росту основных количественных показателей во всех его сегментах на фоне рекордных объемов первичных размещений.



Общий объем рынка рублевых облигаций увеличился на 20,0% по сравнению с началом года и составил более 18,405 трлн. руб. Объем субфедеральных облигаций в обращении вырос на 18,4% до 567,6 млрд рублей. В 2015-2016 годах этот сегмент рынка увеличивался средним темпом около 3%.



В результате структура рынка рублевых облигаций изменилась незначительно: доля ОФЗ снизилась до 36,5% с 37,2% в начале года, доля субфедеральных облигаций снизилась на 0,05 процентных пунктов, обновив исторический минимум на уровне 3,08% (в 2014-2015 годах этот показатель составлял порядка 3,4-3,9%, в 2011-2013 годах – 4,9-5,3%).



На рынке субфедеральных и муниципальных облигаций на конец 2017 года были представлены 128 выпусков долговых ценных бумаг 53 эмитентов, в том числе 11 выпусков 6 органов местной власти.



Максимальную долю рынка по объему в обращении (около 11,3%) по-прежнему занимают облигации Красноярского края. Второй и третьей по объему облигационных займов стали Самарская и Нижегородская области с долей 6,9% и 6,7% рынка соответственно. В число крупнейших региональных заемщиков на публичном рынке вошла Московская область с долей 6,6%. Доля облигаций Москвы, которая не размещала свои долговые ценные бумаги с октября 2013 года, сократилась до 6,1% (против 12% на начало текущего года и около 23% годом ранее). За Москвой следует Санкт-Петербург с долей 5,3%.



На конец 2017 года доля облигаций региональных эмитентов первого эшелона (с высоким кредитным качеством) выросла до 50,2% от суммарного объема рынка против 42,8% на начало текущего года, что стало результатом роста активности данных эмитентов на первичном рынке. Доля облигаций второго эшелона снизилась до 38,1% с 44,2% на начало года, доля третьего эшелона до 11,7% против 13,0%.



Объем первичных размещений рублевых облигаций за 2017 год составил 4 775,5 млрд. руб., увеличившись на 41,5%. При этом на долю ОФЗ пришлось 35,4% от общего объема размещений, на субфедеральные облигации – 4,4%.



На первичном рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2017 году общий объем размещений составил 212,28 млрд. руб., что на 33,7% превысило показатель 2016г. Второе полугодие и особенно последние месяцы года традиционно является периодом высокой активности субфедеральных и муниципальных заемщиков. В 2016 году порядка 83% от общего годового объема первичных размещений региональных эмитентов приходилось на вторую половину года, а в 2017 году эта доля составила более 88% (в т.ч. около 49% за последние два месяца).



Впервые на публичный рынок вышли Курская область, Ненецкий АО, Орловская область, г. Нижний Новгород, Ульяновская область, Карачаево-Черкесская республика, после долгого перерыва вернулся г. Санкт-Петербург, разместив в декабре два займа общим объемом 35 млрд. руб.



В течение 2017 года наблюдалось сужение спрэдов между доходностью субфедеральных облигаций и суверенной кривой, а также премий между различными эшелонами заемщиков внутри данного сегмента. Для регионов-эмитентов первого эшелона спрэд к ОФЗ в ноябре-декабре 2017г. ограничивался 45-55 б.п., в то время как в прошлом году составлял более 100 б.п.



Средне медианное значение спрэда к суверенной кривой по всему спектру эмитентов за 2016 года достигало 150 б.п., в 2017г. – всего 86 б.п. Минимальную премию к ОФЗ инвесторы "потребовали" от Ямало-Ненецкого АО, который привлек в конце декабря 5,5 млрд. руб. с купоном 7% (доходность – 7,19% годовых или всего 11 б.п. к ОФЗ).



На вторичном рынке субфедеральных облигаций максимальный объем сделок был зафиксирован в декабре в объеме около 92 млрд. руб., что в 3-4 раза превысило показатели предыдущих месяцев. Росту активности на вторичном рынке поспособствовали большие объемы первичных размещений в ноябре – декабре 2017 года.



ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ



В рейтинге устойчивости глав субъект РФ – "Госсовет 2.0", составленном агентством "Минченко Консалтинг" по итогам 2017 года, наименее стабильными остаются позиции 8 глав российских регионов (Мурманская, Владимирская, Липецкая, Челябинская области, Калмыкия, Краснодарский край, Алтайский край и Республика Алтай). Лидирующие позиции (18 баллов и более) сохраняют такие главы регионов как С.Собянин (Москва), Р.Кадыров (Чечня) и Д.Кобылкин (ЯНАО).