Выбор редакции

9 мыслей о богах и религии сегодня

1. Богов нет, в научной картине мира они и не требуется. Их нравственный авторитет в современном мире также сомнителен, потому с утилитарно-управленческой точки зрения боги стали не слишком полезны.

2. Противопоставление Бога его отрицанию неправильно, поскольку имеет место отрицание всех богов в силу многообразия их и связанных с ними картин мира.

3. Рыночное развитие России 2001-2017 годов сохранило мистический образ мысли многих людей. Они потеряли интерес к обрядовой части (средневековой по форме и духу), мелочным предписаниям и хотят или вольтерианского монотеизма или мистиков, которые будут готовы принять все их измышления.

Статья по итогам моего экономического исследования вопроса:

https://vz.ru/columns/2016/3/16/799806.html

4.  Единый бог олицетворял монархическое и авторитарное устройство общества в Средние века и во многом потому столкнулся с мягким отрицанием еще в 18 веке (Вольтер) и более жестким (Дени Дидро).

5. Экономическая история показывает: чем более многообразна деловая, повседневная и культурная жизнь общества тем сложнее богам уживаться с людьми. Они живут в мире многообразия, с которым античные боги кое-как уживались, а высшие существа христиан и магометан оказываются в конфликте (в основном в лице своих представителей). Люди как минимум понимают, что посредники с их дисциплинарными требованиями не нужны в их личных отношениях с тем или иным богом.

6. Человек – средство познания вселенной. Но современный массовый потребитель ориентирован не на это, а на достижение рая на земле для себя лично. Его дорога пролегает как мимо храма науки, так и мимо храма религии.

7. Обесценена сама идея рая и ада. Рай может быть на земле, а его философская часть (беседы с праведниками) скорее ужасает обывателя. Рай ранних христиан – это изобильная пища, в первую очередь. В нематериальном раю этого быть не может, а значит он вовсе не ценен, точно так же как и ад. Моральное страдание (муки совести) в обществе погони за личным успехом «любой ценой» едва лив обще может быть осознано. Потому в кризисе сам спор верующих и неверующих.

8. Если говорить о христианстве, то его пирамида авторитетов неинтересна современному человеку. В ней нет конфликтов (как у античных богов и героев), нет жизни и полезных в быту сюжетов. Поэтому психологически будет и далее происходить вытеснение христианства (не обязательно веры!) как необязательного компонента души современного человека.

9. Отрицание архаичной морали (продвигаемой религиозными людьми) вызывает отрицание их богов или связи богов и церквей.