Выбор редакции

Чем рискуют Магомедовы: активы группы "Сумма"

Москва, 3 апреля - "Вести.Экономика". На фоне ареста владельцев группы "Сумма" братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых широко обсуждается судьба и дальнейшие перспективы активов, входящих в холдинг.

Зиявудин Магомедов

В понедельник акции компаний, входящих в "Сумму", стремительно снижались. Падение продолжилось и во вторник.

Магомедовы были арестованы по подозрению в хищении 2,5 млрд руб., свою вину они не признают.

По данным МВД, задержанных подозревают в том числе в хищении государственных средств, выделенных на строительство объектов инфраструктуры и энергетики.

Фигурантов дела подозревают в хищениях более 752 млн руб. при строительстве к чемпионату мира по футболу 2018 г. стадиона "Арена Балтика" в Калининграде, при расширении острова Крестовский в Петербурге. Воровали при поставке стройматериалов, в частности был поставлен некачественный дешевый песок при строительстве стадиона и намыве острова. Объекты разрушаются.

Другой эпизод также связан с "Интэкс" - с воровством при поставках оборудования и проведении строительных и монтажных работ на подстанции "Василеостровская" в Петербурге, подстанции "Майя" Нерюнгринской ГРЭС, Эльгинского угольного месторождения и калининградского аэропорта "Храброво".

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов заявил, что их не следовало отправлять под арест, так как это может привести к разрушению бизнеса.

"Что касается ареста Магомедовых, мы против ареста предпринимателей на стадии следствия. В соответствии со ст.108 УПК они не должны подвергаться аресту, поскольку это разрушает их бизнес. В случае с Магомедовыми он вообще может оказаться в очень тяжелом состоянии. Если была угроза отъезда за рубеж, можно было бы применить домашний арест", - написал Титов в Facebook.

Группе "Сумма" принадлежат крупные доли в ряде активов, охватывающих различные сферы экономической деятельности: контейнерные перевозки, портовая логистика, строительство, инжиниринг, нефтегазовый сектор.

По оценкам Forbes, Зиявудин Магомедов в 2017 г. входил в число богатейших российских бизнесменов с состоянием в $1,4 млрд.

Портовый бизнес, транспорт и логистика

НМТП

Группа "Сумма" работает в обычном режиме, ее руководство сотрудничает со следствием. Такое заявление накануне сделали представители компании. Тверской суд арестовал председателя совета директоров Зиявудина Магомедова, а также его брата Магомеда Магомедова.

НМТП - одна из крупнейших в России стивидорных групп. Активы расположены в Новороссийске, Приморске и Балтийске. 50,1% акций находится в собственности Novoport Holding, которым на паритетных условиях владеют "Транснефть" и группа "Сумма". Отдельно "Транснефти" через "дочку" принадлежит еще 10,5%, "Сумме" - 2,75%. Еще 20% акций - у Росимущества, 5,3% находятся в управлении ОАО "Российские железные дороги".

При этом в феврале ФАС разрешила "Транснефти" консолидировать контроль в НМТП, но сделка пока не осуществлена.

Теперь судьба сделки под вопросом.

При этом выручка компании выросла на 4% в 2017 г., свидетельствуют данные последней отчетности, составив $899,8 млн. EBITDA упала на 3,2% до $653,7 млн, а прибыль рухнула на 30,6% и составила $439 млн.

Ранее ФНС выяснила, что НМТП нарушила законодательство, не доплатив 6,95 млрд руб. налогов. Также компания должна перечислить еще 2,47 млрд руб. в виде пени.

FESCO

Транспортная группа Fesco - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России.

В состав группы входят Владивостокский морской торговый порт, железнодорожный оператор "Трансгарант", а также 50% оператора фитинговых платформ "Русская тройка".

32,5% акций ДВМП - головной компании Fesco – принадлежит "Сумме".

FESCO также управляет порядка 36 тыс. контейнеров и 3,5 тыс. фитинговых платформ, флот группы состоит из 20 судов.

При этом сейчас рассматривается вопрос о вхождении арабского портового оператора DP World в Fesco.

Пакет и возможная цена пордажи остаются неизвестными. DP World владеет портфелем из более чем 65 морских терминалов по всему миру.

"Трансконтейнер"

В российском корпоративном секторе тоже не все спокойно. Активы группы "Сумма" снижаются на фоне судебного разбирательства. Владельцев холдинга братьев Магомедовых обвиняют в растрате бюджетных средств

"Сумма" через FESCO, который принадлежит 24,1% акций, также является акционером "Трансконтейнера".

Стоимость "Трансконтейнера" превышает 60 млрд руб.

Это еще одна успешная компания в портфеле "Суммы".

Чистая прибыль по МСФО в 2017 г. выросла в 2 раза, достигнув 6,53 млрд руб. Этот показатель стал рекордным за всю историю компании. Выручка компании при этом составила 65,56 млрд руб., что на 27,4% больше в сравнении с 2016 г.

В капитал компании также входят дочернее общество АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК), учрежденного ОАО "РЖД", АО НК "Казахстан Темир Жолы" и Белорусской железной дорогой.

В собственности "Трансконтейнера" 42 терминала во всех грузообразующих центрах России, а также 19 железнодорожными терминалами в Казахстане.

Строительство и инжиниринг

Через инжиниринговые компании "Трансинжиниринг" и "Глобалэлектросервис", а также строительные "Стройновация" и "Интекс" группа "Сумма" реализует более 50 проектов по всей стране.

Нефтегазовая отрасль

"Сумма" владеет активами в топливно-энергетическом комплексе России - 82% в "Якутской топливно-энергетической компании", ЯТЭК, которая занимается добычей и переработкой природного газа и газового конденсата.

ЯТЭК также является производителем моторных топлив и поставляет на рынок газовый конденсат, СУГ, бензин и дизельное топливо.

Добыча осуществляется на средне-вилюйском газоконденсатном месторождении. При этом ЯТЭК - единственное предприятие, снабжающее газом центральные регионы Якутии

Сельское хозяйство

ОЗК

Холдингу также принадлежит 50% минус 1 акция "Объединенной зерновой компании".

Крупнейший актив ОЗК — зерновой терминал в Новороссийске, через который идет большой объем экспорта зерна. Кроме того, компания контролирует 17 элеваторов и 8 перерабатывающих предприятий по всей стране.

Объем хранения на элеваторах составляет 2,1 млн тонн зерна, еще 1,2 млн тонн перерабатывается, и до 4,9 млн тонн зерна в год приходится на перевалку.

ОЗК является государственным зерновым оператором и агентом по проведению государственных закупочных и товарных интервенций.

Компания реализует крупные инвестиционные проекты на сумму 24,4 млрд руб., а консолидированная выручка составляет 17,3 млрд руб.

Новороссийский комбинат хлебопродуктов

Новороссийский комбинат хлебопродуктов является крупнейшим российским зерновым терминалом. Капитализация компании достигает 15,5 млрд руб.