Выбор редакции

"Мстители" : математика капитализма и геноцид



После того, как я поделился своим впечатлением от просмотра фильма "Мстители: война бесконечности" получил интересные комментарии, в частности от hermes_321. Для специалистов может быть тут ничего нового, но мне было интересно узнать, что:

"...там многое делали в угоду фанатов, у которых в голове четкий расклад по силам, ТОР самый сильный, потом Железный Человек и Доктор, ведьма, потом стражи и остальные рукопашники. Собственно так и расположили. Вижн и Халк выступил плохо и это сейчас одна из причин возмущения, хотели чтобы они вжарили... ну и все должны быть бессильны против силы камней, иначе бы режиссеров просто порвали за такой неканон))"

Или вот например про исчезновение персонажей в конце фильма:

"...никакой избирательности - он же говорил не деля на богатых и бедных просто половина тех, кого изберет судьба(ну то есть случайно).
правда тем кто погиб, уже Марвел сольники анонсировала до 2021 года уже) поэтому есть теория, что во второй части выжившие отдадут свои жизни взамен ушедших, потому что у выживших как раз контракты истекают в 2019 и не собираются продлятся))".

Удивительные движухи происходят в этой, незнакомой для меня сфере. Но еще более удивительную статью прочитал я только что, в которой общий смысл этого фильма переносится на на наш мир и делаются некоторые выводы, с которыми я полностью согласен.

Вот смотрите:





Обсуждать логику фильмов, снятых по американским супергеройским комиксам, — дело, конечно, неблагодарное. Особенно когда сами авторы (от лица персонажей фильма) высмеивают тут и там появляющиеся сюжетные и логические «дыры». Однако западные специалисты по рекламе не зря едят свой хлеб: боевики про супергероев раз за разом собирают рекордные кассы, привлекают внимание всё более и более массовой аудитории, а значит, приобретают влияние на умы. Многочисленные обсуждения мотивации персонажей киновселенной Marvel в интернете — лишнее тому подтверждение.

«Мстители-3: Война бесконечности» могут похвастаться не только высоким бюджетом, вложенным в компьютерную графику. Фильм пытается привнести в изначально весьма шаблонный и простой жанр супергеройского боевика (да, комиксы бывали и более «взрослые», но трудно отрицать «одномерность» и даже конвеерность, присущую большей их части) некую драму, неоднозначность характеров и т. п. Получается пока не очень («Тёмного рыцаря» братьев Ноланов не считаем), слишком скомкано и неубедительно, но сам посыл — интересен и весьма характерен для современного общества. Его (посыл) и обсудим.


Внимание! Далее идут небольшие спойлеры, раскрывающие мотивацию главного злодея.



Несмотря на то, что многое во «Мстителях» намекает на жанр фантастики, — инопланетяне, космические корабли, — узость мышления персонажей здесь совсем не фантастическая. Как-то по умолчанию предполагается, что все расы и общества во вселенной являются калькой с американского общества, а все мыслящие существа мыслят как американский обыватель. Единственное видимое отклонение от «нормы» — это очередные злодеи-тираны, которые просто хотят убить всех людей. Т. е. капиталистическое общество представляется в фильме по сути безальтернативным — причем в масштабах всей вселенной! Шаг вправо, шаг влево — хаос и геноцид.

Хотя главный злодей «Мстителей», инопланетянин Танос, позиционируется как «не-такой-как-все-предыдущие», его логика не выходит за всё те же рамки «американской обывательщины». Таносу является некое пророчество, утверждающее, что существ во вселенной стало так много, что запасов полезных ресурсов на них попросту уже не хватает. И если ничего с этим не сделать, то существа просто всё «съедят» и умрут от голода и холода.







Танос заявляет, что решение проблемы — «чисто математическое»: убить половину живых существ во всей вселенной. Видно, что авторы пытаются осторожно ввести в боевик политику: сокращение населения Земли — весьма обсуждаемая сейчас тема, именно в этом обвиняют сторонников популярной (в том числе и в России) «концепции устойчивого развития».

Чтобы соблюсти справедливость, убивать Танос будет «поровну бедных и богатых». Характерно, что про «распределение» убийств по расам, полам и пр. не говорится, — т. е. сценаристы чувствуют, что вопрос возникнет именно в плане, как сказали бы лет 20 назад, «классового деления общества». И не зря.

Если проблема — в потреблении, то почему:
а) не устранить в первую очередь богатых, для которых характерно предельное сверхпотребление (а ведь их не надо даже убивать — можно просто сменить общественно-экономическую систему!)
б) не посодействовать распространению науки и технологий передовых миров в «отстающих» мирах, ведь тогда ресурсы будут расходоваться более экономно?

Танос приводит в пример некую планету, которая жила в бедности, а после геноцида половины населения стала жить богато. Очевидно, сокращение в 2 раза количества рабочих рук положительно сказалось на производстве, науке и технике?







Ответ на все эти вопросы прост: авторы фильма предполагают, что капитализм — единственная возможная общественная система. Танос щелчком пальцев может убить половину вселенной, но никакая сила не позволит ему победить капитализм, ввести другой принцип распределения, остановить «общество потребления» и т. д. Даже галактические супергерои не могут произвести социальную революцию — куда уж там пытаться реальным социалистам и коммунистам!

Отметим, что в рисуемом авторами «Мстителей-3» мире вообще нет развития. Ни социального, ни даже технологического и научного: вспоминается продвигаемая в начале 90-х на Западе идея «конца истории», гласящая, что прогресс дошел до некоей высшей своей точки (в лице США?), и отныне и навсегда все будут жить так, как живут сейчас.

Персонажи в фильме — соответствующие. Миллиардер-супергерой (ну не пролетарию же спасать человечество?), великий ученый, даже суперкомпьютер — для них для всех совершенно нормальной является дилемма: пойти вечером с девушкой в ресторан или попытаться остановить гибель вселенной? Вспоминается Достоевский: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить!»

Диалоги в стиле: «Вот ты опять меня бросил, ушел эту свою вселенную спасать, негодяй, уйду от тебя», — подаются с серьезной миной, мужскими слезами и вообще составляют большую часть «драмы» в фильме. Супергероев пытаются сделать «ближе к зрителю», «более человечными», — но за эталон «человека обычного» почему-то берут карикатурного мещанина.







Всё, что «добрые» супергерои могут ответить Таносу — это «откровения» в стиле: «Вась, ну не надо, а? Ну придумаем чего-нибудь! Ну зачем прям всех сразу убивать?» В итоге у зрителя должно остаться впечатление, что геноцид — это, конечно, печально, но в целом Танос прав. А что еще тут можно было сделать?

Видимо, в этом и заключается главное отличие супергеройского боевика от фантастики. Последняя ставит своей целью «расширить горизонт сознания», представить другие общества, другую логику, другие подходы. Фильмы про супергероев же — это попытка свести всё разнообразие мира к мышлению карикатурного подростка-обывателя, живущего в современных США.

Нельзя сказать, что в последние 10 лет Голливуд вообще ничего качественного не выпустил в жанре фантастики: те же упомянутые нами Ноланы выпустили не только нетривиального «Тёмного рыцаря» (про супергероя Бэтмена), но и получивший широкое признание «Интерстеллар». Однако это — лишь одно из направлений, и далеко не самое развитое. Пока что узость мышления кажется создателям «массового» кино более привлекательной, чем раскрытие зрителю новых горизонтов.

Посмотрим, получит ли какое-нибудь развитие «супергеройская драма», и ответит ли «добро» злу что-либо внятное по вопросу ограниченности ресурсов. Пока же юношам и девушкам, живущих при капитализме, даже выдуманные сверхлюди, суперкомпьютеры и инопланетяне не могут пообещать ничего хорошего. Главный совет «Мстителей» — живи как живётся и надейся, что все проблемы как-нибудь «рассосутся». Будем надеяться, что супергеройскую логику всё же никто не воспринимает всерьёз, несмотря на все попытки кинематографистов.

Автор Дмитрий Буянов





Ну и через год ждем вторую часть.

источники
https://rossaprimavera.ru/article/d6a37015

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ