Выбор редакции

Языкам дадут волю?

Депутаты Госдумы собираются скорректировать резонансный законопроект об изучении национальных языков.



Как пишет ТАСС, рассмотреть законопроект в первом чтении собираются на пленарном заседании 19 июня. Об этом в пятницу рассказал глава профильного комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов на заседании рабочей группы по проекту закона. До этого 15 июня документ также изучит думский комитет по образованию и науке.

Согласно первоначальной версии поправок к закону "Об образовании" (внесены в Госдуму в апреле), преподавание и изучение государственных языков республик РФ "осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ", напоминает "Коммерсант".

Ранее законопроект резко раскритиковали в национальных республиках, особенно, в Татарстане. В частности, первый президент республики Минтимер Шаймиев заявлял, что проект нарушает Конституцию России.

Татарский язык в республике на протяжении всех последних лет изучался в обязательном порядке в равных объемах с русским, однако после того, как в июле 2017 года Владимир Путин выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям, прокуратура потребовала исключить национальные языки из числа обязательных для изучения. В итоге в Госдуму был внесен законопроект, который закрепляет добровольное изучение национальных языков.

Как сообщал "Давыдов.Индекс", в середине апреля 2018 года источники в правительстве России заявляли, что изучение родного языка регулируется ФГОС, который утверждает министр образования, поэтому перенос языка из одной части программы в другую с помощью закона невозможно. Однако один из авторов законопроекта, первый зампред думского комитета по образованию от КПРФ Олег Смолин подтвердил, что в случае принятия поправок изучение национальных языков действительно станет добровольным.

Между тем депутаты, судя по версии поправок, что обсуждалась на рабочей группе, могут сохранить спорную норму в законе. В то же время в нем могут появиться дополнения. В частности, указание о том, что ФГОСы и образовательные стандарты "обеспечивают возможность получения образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ" и так далее.

Вячеслав Никонов напомнил, что, помимо самого законопроекта нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению. Среди них, рассказал парламентарий, создание Фонда поддержки родных языков и его финансирования, однако его правовая форма обсуждается.

По словам депутата, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

В то же время зампред комитета по национальным вопросам Госсовета Чувашии Григорий Данилов "не уверен, что эта редакция закона учла все предложения национальных регионов России". По его мнению, республика "сама может решить, сколько часов в неделю преподавать государственный язык республики" и "в этом нет никакого ущемления русского языка".

Эксперты отмечают, что ускорение принятия законопроекта говорит о том, что федеральный центр не хочет предоставлять лишнее время и широкий простор национальным республикам для дальнейшей эскалации вопроса о национальных языках. По большей части поправки призваны смягчить острые углы и успокоить общественность в республиках, уверены они.

Старший научный сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, кандидат филологических наук Евгений Бембеев отмечает, что с принятием закона торопиться не нужно, хотя он и необходим: "Я считаю поспешным принятие данного закона, а здесь спешка не нужна. Важно проработать тему изучения национальных языков с регионами и получить живой отклик, прежде чем принимать закон окончательно.
В каких-то республиках тема родного языка стоит крайне остро (Татарстан, Башкортостан), в каких-то нет. В Калмыкии на родном языке говорит максимум 10%. Хорошо, что его изучают в школах. Если вопрос изучения калмыцкого языка в республике вывести на добровольный уровень, то это чревато вымиранием языка. При таком подходе калмыцкий язык станет мертвым. В этой связи надо семь раз подумать над новым законом. Торопиться с его принятием не нужно. Еще раз подчеркну: к каждой республике нужен индивидуальный подход. Необходимо внимательно изучить языковую ситуацию в национальных регионах, прежде чем всех грести под одну гребенку."


О том, как обстоит дело с изучением языков в Башкирии, рассказывает политолог Дмитрий Казанцев (Уфа): "Сегодня в ряде регионов страны в латентной форме острота темы сохраняется, хотя и в гораздо меньшем объеме, нежели осенью прошлого года. При этом положительный опыт властей Башкирии в решении этнолингвистического вопроса изначально строился на формировании реального интереса самих учащихся к языковой среде и открытой дискуссии с национальными организациями и родительской общественностью.
Превентивной мерой для нивелирования каких-либо предпосылок языкового конфликта стало подписание главой республики Рустэмом Хамитовым в сентябре 2017 года указа о развитии государственных языков Башкирии и языков народов республики. <...> Впоследствии к общественному мониторингу в сфере языковой политики подключились и институты гражданского общества — Общественная палата и Ассамблеи народов республики, что способствовало росту общественной поддержки инициатив региональных властей.
В итоге комплексной, трудоемкой информационно-разъяснительной работы и прямого диалога был достигнут определенный консенсус между региональным минобром, национальными организациями и родителями учащихся. Полагаю, что опыт многонациональной Башкирии по продвижению языкового разнообразия на добровольной основе является вполне удачным."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ