Выбор редакции

Саудовская Аравия: да здравствует Женщина-водитель!

Прошел всего один месяц, как Королевским Указом было высочайше разрешено вождение женщинам в Саудовской Аравии, но тех потрясений, мнений, порой резко противоречивых, различных взглядов на эту проблему, кажется, хватит на целый год. Во всех газетах ежедневно печатаются многочисленные фотографии с ликующими женщинами-водителями. Кто-то из них уже умеет водить - несмотря на запрет, саудовки все равно садились за руль там, где никто не мог донести на них в дорожную или религиозную полицию. Многие получали права за границей. Если они еще действительны, заново проходить курсы не нужно, саудовские права выдают автоматически. Ещё до того, как запрет был окончательно снят, около 2000 жительниц королевства успели закончить школу вождения и получить права. Именно обладательницы иностранных прав оказались в первой десятке женщин, допущенных к вождению в Саудовской Аравии. Их, как национальных героев теперь знает вся страна. 

Счастливая Муна Абу Сулейман, сделав сельфи за рулем шикарного автомобиля, написала в Твиттер: «Исторический момент, который символизирует Новую Саудовскую Аравию и программу « Vision-2030» в действии. Спасибо всем, кто сделал это возможным. Скоро будет написана новая глава «Саудовская женщина-водитель. Смотрите на меня». Ведущая на ТВ talkshow и писательница Самира Алмогрен, когда  вела собственный автомобиль по столице, сказала: «Я всегда знала, что этот день придет. Но это произошло быстро. Внезапно. Я чувствую себя свободной, как птица". 

Весьма жалко было смотреть на размещенное в «Arab News» фото  начальника местного ГАИ, когда ему сообщили, что за этот месяц на курсы по вождению и регистрацию прав-женщин было подано 120 тысяч заявлений. Ведь что получается, если раньше  мужчины – гаишники  приходили не спеша на работу, в течение как минимум часа пили крепкий чай или кофе, затем также неспешно рассматривали 5-6 заявлений, иногда выезжали на происшествия. Рабочий день кончался на этом, и полицейские разъезжались по домам, где их ждал вкусный обед и сиеста. А что сейчас, надо корпеть, не поднимая головы над новыми заявлениями, затопившими все офисы ГАИ. Не случайно, что объявлено о найме женщин – полицейских на работу в ГАИ, но их ведь надо подготовить, а это будет вселенский, то бишь саудовский бардак.

Неожиданное решение, наконец, позволить женщинам управлять автомобилем, приветствовалось и правозащитниками во всем мире с тех пор, как оно было впервые объявлено в сентябре прошлого года. Но у многих людей все еще остается один вопрос: почему король Салман ибн Абдель Азиз Аль Сауд согласился на это и почему сейчас?   На протяжении десятилетий королевская семья, включая Салмана до того, как он стал королем, поддерживала несправедливые законы и патриархальные гендерные нормы, ущемляющие права женщин. В 1990 году именно король Салман, будучи тогда губернатором Эр-Рияда, следил за суровым наказанием 47 женщин, участвовавших в крупной акции протеста против запрета на вождение.    Все эти годы ни король, ни его сын, а ныне наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд не выступали против этой репрессивной системы и не поддерживали женщин, которые боролись против нее. Итак, король или его сын внезапно стали преданными феминистками или защитниками гендерного равенства? Или есть другие причины для этого шага?

Необходимо напомнить, что Саудовская Аравия - абсолютная монархия. Король является главой государства, главой правительства, Верховным главнокомандующим вооруженными силами и главой Совета Шуры (консультативного совета). Законодательство штата основано на королевских указах, и королевская семья доминирует почти во всех аспектах политической и экономической жизни страны.  Эта система лишила саудовских женщин прав, которыми пользуется большинство мусульманских женщин в других странах. Женщина в Саудовской Аравии по закону считается несовершеннолетней от пеленки до могилы; для того чтобы иметь возможность учиться, путешествовать, работать, вступать в брак или получать какие-либо официальные документы, ей необходимо согласие опекуна-мужчины. Овдовевшая мать находится под опекой собственного сына-подростка. Доходило до казуса в прежние времена - чтобы эта женщина могла выехать за рубеж вместе со своим сыном, еще не ходившим в школу, они шли к кады (судье) и в его присутствие неграмотный сын рисовал крестик. Но уже за границей вдова вместе со своим сыном пускалась во все тяжкие, благо денег саудовцам тогда  хватало.

В Саудовской Аравии с 1950-х женщинам запрещено водить. Одно из самых консервативных обществ в мире придерживается ваххабизма, относительно нового движения в исламе, которое отвергает многие современные трактовки религии и предписывает верить так, как верили первые последователи пророка Мохаммеда.

Согласно религиозным и культурным обычаям в Саудовской Аравии женщины имеют значительно меньше прав, чем мужчины: в международных рейтингах равноправия королевство обычно занимает последние места. Показания женщины в суде считаются менее весомыми, чем мужчин, они не могут работать вместе с мужчинами — да и просто находиться с ними в одном общественном пространстве, если это не больница или банк. Не поощряется, если женщина выходит на улицу одна, а не в сопровождении подруг или близких мужчин — супруга или братьев.

Запрету на вождение находят множество объяснений. Одно из них заключается в том, что вождение якобы негативно сказывается на репродуктивной системе женщины; другое — что таковы традиции местного общества; также есть версия, что вождение дает женщинам слишком много свободы, позволяет чаще выходить из дома и взаимодействовать с другими мужчинами. Один местный религиозный деятель даже говорил, что женщины недостаточно умны, чтобы водить, но ему после таких заявлений запретили совершать богослужения.

Первые протесты против запрета на вождение начались в ультраконсервативном королевстве в 1990 году, когда 47 женщин проехались по улицам Эр-Рияда. Все они умели водить и имели права, выданные в других странах. Инцидент вызвал волну протестов в Саудовской Аравии, женщин задержали и отпустили только после того, как их мужья или отцы поручились, что больше они садиться за руль не будут.

Впрочем, в консервативных и религиозных кругах к праву женщин водить машину относятся настороженно. Слишком долго общество убеждали, что ислам такое поведение не допускает. Нет полного единодушия и среди женщин, хотя подавляющее большинство - 93% - одобряют новый закон (данные опроса, проведенного по заказу компании Uber). 78% собирались получить права, из них 31% готовы зарабатывать деньги благодаря вождению, в том числе в качестве таксиста.

Весьма интересно, что, несмотря на серьезные несправедливости, к которым привела эта система, некоторые саудовки на протяжении многих лет открыто поддерживали ее.  Есть некоторые женщины, как правило, из привилегированного происхождения, которые искренне поддерживают саудовский режим и утверждают, что единственное реальное изменение должно исходить от короля, как высшего и единственно правителя. В свою очередь они поддерживаются, а иногда и непосредственно спонсируются режимом. Заявляя, что они работают на продвижение интересов саудовских женщин, они активно способствуют тому, чтобы заставить замолчать любого, кто осмеливается критиковать то, как режим относится к женщинам.

Одним из таких ярких примеров является Кавтар аль-Арбаш, назначенная членом Совета Шуры, который в качестве неизбранного учреждения приветствовал женщин в первый раз в 2013 году при покойном короле Абдалле ибн Абдель Азиз Аль Сауд. Кстати, тогда этот шаг был частью ряда реформ, предпринятых в ответ на «арабскую весну» и не отражает подлинного стремления к расширению политических прав и возможностей женщин. В прошлом году Кавтар аль-Арбаш вызвала гнев и споры в Твиттере, когда она призвала тех, "кто все еще считает, что саудовские женщины преследуются, изолированы, лишены прогресса пусть имеют возможность [вернуться] в пещеру, хорошо прикрыться и ничего не видеть".

Есть также некоторые саудовки, которые открыто выступают против улучшения прав женщин в стране. Эти женщины, которые обычно происходят из семей среднего класса, проводят кампании по защите гендерного статус-кво. Ими движет шовинистический ультранационализм и консервативные религиозные настроения. В 2009 году одна из этих женщин, Роудха аль-Юсеф, запустила кампанию под названием "Мой опекун знает, что лучше для меня", чтобы противостоять призывам к отмене мужской системы опеки. Сторонники кампании утверждали, что движения, направленные на освобождение женщин в королевстве, выступают против Саудовской/Исламской культуры и ценностей. Эта группа не обязательно спонсируется режимом, но им предлагаются возможности для распространения их послания. Женщины же, которые боролись с запретом вождения, не имели таких возможностей, теперь находятся в тюрьме

Хотя общественное несогласие просто подавляется арестами в Саудовской Аравии, есть женщины, которые борются против гендерной несправедливости и дискриминации.  Они начали кампании и подавали петиции королю, чтобы положить конец запрету на вождение и системе опеки мужчин в течение десятилетий, но они не были ни поддержаны, ни услышаны. Например, когда в сентябре 2016 года активистка Азиза аль-Юссеф отправилась в кабинет короля Салмана, чтобы подать ходатайство об отмене системы опеки, она не была принята, а ее письменную просьбу не приняли, вместо этого ей сказали отправить ее "по почте".

Ранее в том же году тогдашний заместитель наследного принца Мухаммед бен Салман, который уже тогда изображал себя реформистским лидером, в интервью журналу «Economist» заявил, что в Саудовской Аравии работают только 18 процентов взрослых женщин, потому что остальные "не привыкли работать". Лужена аль-Хатлуль, активистка Лиги саудовских женщин, выступающей против запрета на вождение, оспорила его заявление и назвала его "несправедливым по отношению к саудовкам", учитывая длинный список женщин, ищущих работу, например, только в секторе образования.  В попытке подавить женское движение  официальные власти прибегали и прибегают к многочисленным арестам его активисток и деятелей. 

Например, женские активистки, хорошо известные в стране и за ее пределами   Азиза аль-Юссеф и Лужена аль-Хатлюль сейчас находятся под арестом. Они были арестованы вместе с девятью другими активистами по защите прав женщин, как женщинами, так и мужчинами, и им было предъявлено обвинение ни более ни менее как в подрыве "безопасности и стабильности" страны. Нуф Абдулазиз, которая занимается вопросами насилия по признаку пола и выступает в защиту узников совести, а также является частью выступлений за право предоставления женщинам право на вождение машиной, оставила душераздирающее письмо, которое должно быть опубликовано в печати, правда неизвестно в какой, в случае ее ареста. Она написала:

"Я не провокатор, не подстрекатель, не вредитель, не террорист, не преступник и не предатель ... Я всегда была добропорядочным гражданином, который любил свою страну и желал ей всего наилучшего."

Ранее в этом месяце были задержаны еще две защитницы прав женщин и наложен запрет на поездки за рубеж нескольких других.   Причем, этот тип преследования не нов. На протяжении многих лет активисты движения «За права женщин», подвергались клеветническим кампаниям, теряли работу, их исключали из университетов, арестовывали и сажали в тюрьмы, а их паспорта конфисковывались. То, что она продолжается под новым "реформистским" руководством Саудовской Аравии, просто означает, что нынешний режим по-прежнему чувствует угрозу со стороны женщин-активисток, борющихся за равенство.  В этом смысле ясно, что то, что мы наблюдаем в настоящее время в королевстве, не является подлинным движением реформ, направленным на укрепление прав женщин.

Почему был снят запрет на вождение?  Саудовское руководство имеет весьма прагматичные причины, чтобы позволить женщинам водить машину.   Во-первых, отмена запрета на вождение автомобиля является частью плана по стимулированию экономики и снижению государственного социального обеспечения. Низкие цены на нефть легли тяжелым бременем на государственный бюджет, и властям пришлось сократить многие правительственные рабочие места, на которые многие саудиты уже давно рассчитывают.   В настоящее время  власти пытаются подтолкнуть большее число граждан, в том числе женщин, к занятости в частном секторе. Они, по-видимому, считают, что отмена запрета позволит большему числу женщин присоединиться к рабочей силе и оживить экономику страны в соответствии с концепцией  «Видео- 2030 года», которая предусматривает 30-процентное участие женщин в рабочей силе к 2030 году.

Кроме того, вполне естественно на решение короля повлияли экономические трудности, когда резко упали доходы саудовцев. Взять хотя бы обычную саудовскую семью среднего класса – бедных, как известно, в Саудовской Аравии не существует. Это – саудовец 40 лет, имеющий, как правило, двух жен и кучу детишек. У него вилла, как минимум в 2-3 этажа, небольшой садик вокруг дома, в гараже стоят 4-5 машин.

Некоторые любители покупают до 10 автомашин, которые они меняют каждые 3-4 года. Члены правящей саудовской семьи «пасут» в своем гараже до 100 люксовых машин, как некогда их предки имели стада любимых верблюдов. В доме нашего саудовца работает горничная, нянька - она же воспитательница подростков, повар и водитель. Только садовник приходящий, поскольку он обслуживает несколько небольших садиков при домах. Их зарплата в переводе на доллары составляет порядка 500 долларов +бесплатный авиабилет в  оба конца, поскольку все эти служащие приехали из своих стран Юго-Восточной Азии, Индии, Пакистана, Египта. Они, как правило, живут вместе со своими работодателями на вилле, рабочий день не нормирован, отпусков тоже нет.

Раньше, когда денег саудовцы не считали, найм 4-5 служащих больших трудностей для них не представлял. Но сейчас наступили совершенно новые времена – времена больших экономических потрясений. Зарплата такого саудовца сокращена, субсидии отменены, резко повышена плата за свет, воду и за многое другое. Утром, когда муж уезжает на свою «трудную» государственную службу, его жены теперь на своих машинах могут отвезти детей в школу, пробежаться по различным магазинам, бутикам,  на золотом суку (базаре) несколько облегчит денежный карман супруга. Одновременно, если жены имеют высшее образование, могут присмотреть себе работу. Трудности заставляют теперь трудиться и жен среднего класса, а не только, как раньше, бесцельно проводить время дома.

Кроме того, в последние годы в семье Саудов произошли кардинальные изменения, которые пришлось узаконить с помощью крупной пиар-кампании. В прошлом году Мухаммед бен Салман - тогда ему был всего 31 год- стал наследным принцем и приступил к серьезным изменениям во внутренней и внешней политике Саудовской Аравии.  После изоляции, угнетения и арестов противников и критиков, он начинает работать над созданием образа себя как харизматического народного лидера в Саудовской Аравии и за рубежом. Он решил использовать вопрос о правах женщин как инструмент завоевания сердец и умов молодых саудовцев, а также иностранных союзников королевства.

Другими словами, снятие запрета на вождение-это не что иное, как пиар-трюк и экономическая политика. Именно поэтому саудовские лидеры отказываются вовлекать в этот процесс женщин - правозащитниц.   Даже когда режим делает вид, что реформирует  общество, он продолжает требовать полного контроля над женщинами. Они хотят дать женщинам "права" только тогда, когда это соответствует их повестке дня. Они не терпят мужественных женщин со свободной и интеллектуальной честностью, которые хотят подлинных перемен и гендерного равенства. Вот почему они до сих пор замалчивают, преследуют и задерживают активисток за права женщин.

Снятие запрета на вождение является, конечно, позитивным событием. Но важно понимать, что это не более чем блестящий отвлекающий маневр, и оно сопровождается нарушениями прав человека. Король Салман все тот же человек, который в свое время жестко наказал 47 женщин за нарушение запрета на вождение. Мухаммед бен Салман по-прежнему тот же человек, который заставил замолчать своих критиков и замолчать оппозицию, чтобы получить власть. Саудовский режим по-прежнему преследует женщин, которые борются за реальные перемены. И в таком случае, борьба саудовских женщин за равенство, свои законные права еще далека от завершения. 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ