Выбор редакции

Собянин: «МНПЗ — главный загрязнитель Москвы»

Шестидесятилетний кандидат в мэры столицы ранее активно поддерживал Московский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Газпром нефти», но в преддверии новых выборов в сентябре этого года градоначальник меняет акценты в своей экологической программе. На проходившем 8 августа текущего года круглом столе, посвященном природоохранной тематике, Сергей Собянин пообещал лично контролировать ситуацию вокруг нефтеперерабатывающего завода: «Почему мы столько внимания уделяем Московскому НПЗ? Для того, чтобы люди, которые проживают в соседних домах и районах, чувствовали себя с точки зрения экологии не ущербными, а такими же, как и в других районах. Я думаю, что эта задача достижима», — отметил кандидат

Напомним, что «Газпром нефть» в 2010 г. стала основным акционером МНПЗ, отсчитывающего свою производственную историю с 1938 г. и отмечающего в этом году свое 80-летие. С 2011 г. компания реализует на заводе масштабную программу модернизации, которая оценивается в более 250 млрд рублей. Сейчас Сергей Собянин обещает вывод из эксплуатации старых установок по переработке и замену их на новую комбинированную. Градоначальник в тоже время отмечает важную роль, которую играет завод в обеспечении города топливом. На МНПЗ приходится порядка 34% столичного топливного рынка.

По информации самого завода, на все промышленные предприятия столицы приходится порядка 6,7% выбросов в атмосферу города, тогда как на транспорт – более 93%. По данным на 2015 г., выбросы в воздух столицы из всех источников составляли порядка 943 тыс. т за год. Но с тех пор число автомобилей в городе и области выросло. По данным Собянина, за последние семь лет количество машин увеличилось на миллион, превысив 7 млн: сейчас в Москве ездят 4,5 млн и около 3 млн в Подмосковье. Переход на топливный стандарт Евро-5 улучшает, но не может исправить эту ситуацию.

Крупнейшие города мира, наиболее экономически развитые страны сейчас принимают стратегии запрета продаж и использования транспортных средств, работающих на бензине и дизеле. В России и ее крупных городских агломерациях такие вопросы даже не обсуждаются. В таких условиях действенной программой должны быть масштабные планы защиты населения от выбросов и профилактика вызванных ими заболеваний. Несмотря на огромные инвестиции и усилия «Газпром нефти» и других компаний, модернизация и природоохранные программы помогают изменить ситуацию к лучшему, но не могут кардинально повлиять на качество воздуха в крупных городах.

Нина Маркова

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ