Выбор редакции

Гений места. Какие топ-менеджеры наиболее востребованы в России

В 50% случаев акционеры компаний будут менять генерального директора и наемную топ-команду в ходе значимых изменений. Кто же нужен компании и в какой ситуации? Чаще всего СЕО являются выходцами из следующих функций: финансовая (23%), коммерческая (16%) и инженерно-техническая (14%). И хотя, по результатам исследования, чаще всего они остаются верны своей отрасли и специализации, около 23% руководителей при переходе на пост гендиректора все же сменили отрасль. Это означает, что в случае кросс-индустриального или функционального перехода hard и soft skills руководителя перевесили его долгий опыт в определенной отрасли. При этом далеко не любой опыт может быть релевантен руководящей позиции. Можно выделить наиболее востребованные типы.

СЕО-финансист

Один из самых популярных типов. Причиной его популярности являются, в первую очередь, изменения в экономике страны. Грамотный руководитель с опытом в финансовом секторе востребован во времена жесткого контроля бюджета, в период оптимизации — там, где необходимо активное управление рисками. Эти руководители прежде всего про экономику. За последние четыре года руководителями в компаниях из сферы коммерции (35%) и финансов (29%) стали люди, которые ранее были финансовыми директорами или CFO. При этом в компаниях финансового сектора первые роли играют люди из частного бизнеса (50%) и с опытом госслужбы (43%). 

В качестве примера CEO-финансиста можно привести Елену Журавлеву, которая с 2012 по 2014 год была CFO ГК «Независимость», а с 2014 по 2017 год — генеральным директором группы. Известно, что автодилер переживал финансовые трудности из-за падения российского авторынка и был близок к банкротству. Кто, как не опытный финансовый директор, лучше всех может взаимодействовать с банками-кредиторами, решать вопросы реструктуризации задолженности, принимать решения в сложной финансовой ситуации?

СЕО-коммерсант

Второй по популярности тип управленца. Он становится особенно востребован, когда рынок растет. Такой руководитель придерживается агрессивных стратегий, нацеленных на рост, и, как правило, склонен к риску. В последние годы в сфере промышленности и транспорта самыми популярными являются именно руководители с коммерческой функцией (19%). Традиционно востребованы такие специалисты в розничной торговле (35%). Однако есть спрос на управленцев с таким опытом и в финансовом секторе (29%).

Так, Петр Исаев, будучи коммерческим директором Capital Group, придумал и стал активно развивать концепцию универмага «Цветной». Был придуман продукт, сочетающий в себе площадку с корнерами модных брендов, поп-ап магазины, гаражные распродажи и ярмарки в сочетании с выставками, мероприятиями и отдельными маркетинговыми кампаниями. Впоследствии Исаев стал генеральным директором управляющей компании Tsvetnoy Central Market.

СЕО-инженер

Это особенная когорта управленцев. Их отличает знание точных наук, устройство технических процессов и достаточно жесткая отраслевая привязка. Они становятся востребованы вне своей привычной отрасли, когда необходима технологическая реорганизация компании. С бурным развитием технологий и ростом спроса на технологическую трансформацию вырос спрос и на этих специалистов. Наиболее востребованы такие управленцы традиционно в промышленности и транспорте (16%), а с недавних пор также и в банковском секторе и коммерции (29%). 

Здесь можно вспомнить таких известных личностей, как Илон Маск, Билл Гейтс или Стив Джобс.  

СЕО-чиновник

Такой руководитель имеет широкую сеть контактов, понимает процессы, протекающие в госсекторе, может применить административный ресурс. Такой тип становится нужен компании, когда она выходит на высокий уровень, на международный рынок, требует кардинальных изменений с целью значительного расширения сфер работы. Правда, за последнее время 43% руководителей с опытом работы на госслужбе перешли в финансы. Как и в случае с СЕО-инженерами, они востребованы в наиболее динамично развивающихся на данный момент компаниях.

Показательными примерами стали назначения Германа Грефа в Сбербанк, Николая Подгузова — в «Почту России». Вартан Хачатуров стал гендиректором совместного предприятия «Ростеха» и компании «Цитадель», Михаил Гришанков, бывший зампредседателя комитета Госдумы по безопасности, назначен первым вице-президентом ОАО «Газпромбанк».

СЕО-HR

Такой руководитель хорошо чувствует атмосферу в коллективе, умеет управлять людьми больше, чем процессами. Он нужен компании, когда необходимо решить глобальные кадровые вопросы, провести вертикальную и горизонтальную перестановку кадровых сил. Нанять и смотивировать большую команду. В середине июля в холдинге «Северсталь» на работу вышли четыре новых топ-менеджера, которых в компании называют «критичными друзьями». Перед ними была поставлена необычная задача — выявлять недостатки в организации бизнес-процессов в отношении к сотрудникам и работе с клиентами. С помощью нестандартного подхода горнодобывающая и металлообрабатывающая компания собирается повысить эффективность работы и увеличить годовую выручку на 10–15%. Аналогичные кадры с опытом в HR появились в таких компаниях, как «Техпопарк-импульс», «Danone Россия» и других.

СЕО-инноватор

Самый востребованный тип руководителя. И самый загадочный. Невозможно выделить определенную закономерность, связанную с образованием или предыдущим опытом. Кто они, СЕО-инноваторы? Как формируется их опыт и стиль руководства? Очевидно, что этот человек тесно связан с технологиями. Им может стать ИТ-директор, вице-президент по стратегическим цифровым партнерствам или директор по развитию бизнеса интернет-компании. А может быть, государственный служащий, который в силу личных интересов активно увлекается передовыми технологиями, инновациями и продвигает флагманские решения в своей отрасли.

Как, например, Роберт Айгер, который возглавил компанию Disney в 2005 году, до этого проработав шесть лет в должности президента The Walt Disney Company. Именно Айгер был активным сторонником цифровизации и именно под его руководством Disney стал одним из флагманов развития этой тенденции в медиа. В роли президента Айгер сосредоточился на развитии развлекательного сегмента компании, международной экспансии. Он инициировал покупку студии Pixar у компании Apple, купил права на франшизу «Звездные воины» и выкупил компанию Marvel. Кинокомиксы по франшизе стали феноменом, собрав только на данный момент суммарно в прокате более $14 млрд.  

Читайте также
Бежать со всех ног. Какие сотрудники нужны компаниям будущего Великий надзиратель. Чем хорош контролирующий лидер «Есть что сказать — говорите». Экс-глава Ozon о том, как написать книгу о себе

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ