Выбор редакции

Amazon и Ашан — новые марки моторных масел

На рынке смазочных материалов происходит тихий переворот. Изменения затронули производство и каналы сбыта. Ритейлеры — сети гипермаркетов и интернет-магазины, а также автоконцерны становятся производителями моторных масел: выпускают их под собственными марками и захватывают все большую долю на рынке. Крупные нефтяные компании пока этому не препятствуют. Напротив, активно производят на своих мощностях высококачественные масла, затем разливая их в предоставленную тару и наклеивая этикетки новых заказчиков.

По словам Константина Мельничука, ведущего консультанта компании Kline, выступившего в Москве в ходе октябрьской IX Международной недели смазочных материалов — 2018 (организатор — RPI Conferences), ритейлеры и автопроизводители начинают активно выходить на рынок смазочных материалов под собственными марками. Одна из самых громких новостей последнего времени: в Соединенных Штатах интернет-ритейлер Amazon запустил производство целой линейки моторных масел под собственной маркой, что обрушило акции одной независимой американской нефтепродуктовой компании. Тогда как акции интернет-ритейлера Amazon активно дорожают, а его капитализация приблизилась в конце августа этого года к 1 трлн долларов.

«Игроки, у которых есть каналы сбыта, начинают продавать моторные масла под собственными торговыми марками, заказывая их производство у топ-блендеров. Сейчас у многих крупнейших производителей масел — нефтяных компаний — доля выпуска продукции под собственными брендами может составлять порядка 50%, остальное продается под марками других компаний», — рассказал Мельничук. Эти новые марки отличаются высокой конкурентоспособностью: потребители лояльно относятся к появлению новой продукции под знакомыми брендами. Тогда как цены на такую продукцию, как правило, ниже, чем у топ-блендеров.

Что касается моторных масел, продаваемых под маркой известных автопроизводителей, эксперт прогнозирует значительный рост реализации таких масел в ближайшие годы — ежегодное увеличение продаж в среднем на 5% до 2022 г. В то время как возможности роста сбыта новых автомобилей в последние годы были в значительной степени ограничены, концерны сконцентрировались на совершенствовании сервиса и расширении услуг для уже проданных машин, что и обусловило их активность в сегменте моторных масел. В России потребители, по словам Мельничука, проявляют заинтересованность к новой продукции под знакомыми марками, спрос на такие моторные масла на российском рынке есть, и он постепенно растет, хотя пока продажи несопоставимы с американским, китайским и европейскими рынками.

Интернет-площадки, по словам Юлии Полевой, руководителя направления автомобильного рынка компании GFK, являются хорошим каналом сбыта для брендов, еще не накопивших авторитета у покупателей. Онлайн-торговля стремительно развивается с использованием приложений для мобильных телефонов. В ближайшие десять лет на продажи через мобильные телефоны придется порядка 50% всей интернет-розницы. «Потребитель требует все большего комфорта при осуществлении своих покупок. Рост требований к удобным доставке, платежам и выбору товара ведут к сокращению времени принятия решений о выборе товара. На интернет-площадках — маркетплейсах — появляется возможность сравнения товарных характеристик нескольких брендов по фиксированным критериям (качеству и цене). На потребителя все меньше давит авторитет брендов известных нефтяных компаний. Тогда как возрастает роль продуктовых характеристик, рекомендаций автоконцернов и ценового уровня при заметном сокращении времени на выбор товара», — рассказала Полевая. По данным GFK, интернет-каналы сбыта моторных масел в России показали самый большой прирост — 10% по итогам января-августа 2018 г., несмотря на то что пока занимают самую небольшую долю на рынке.

Дочерняя компания ЛУКОЙЛа — «ЛЛК-интернешнл» — активно осваивает различные интернет-площадки. В сентябре этого года ЛЛК запустила на Amazon продажи синтетических моторных масел линеек GENESIS и ЛЮКС, доступные для заказа пока в Европе, в дальнейшем предполагается реализовывать продукцию во всех регионах присутствия компании. Отметим, что интернет-продажи смазочных материалов на рынках европейских стран бурно росли в последние годы. ЛУКОЙЛ уже запустил собственные интернет-магазины в России, Казахстане, Турции и Китае. «Мы видим большой потенциал в сегменте онлайн-продаж. Продукция ЛУКОЙЛа уже реализуется на витринах ведущих российских маркетплейсов и международной площадки Alibaba. Мы также открыли собственные интернет-магазины в России, Казахстане, Турции и Китае. В ближайшее время начнут работать онлайн-магазины и в других регионах присутствия компании. Размещение продукции на крупнейших маркетплейсах мира – важная часть нашей глобальной цифровой стратегии. Производство, наука, логистика, продажи – во все эти сферы компания активно внедряет новые IT-инструменты», – отмечает генеральный директор ООО «ЛЛК-Интернешнл» Кирилл Верета.

Мария Кутузова

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ