Выбор редакции

Балтийская коса – «большие военные корабли» будут американскими?

Несколько дней назад два высокопоставленных польских политика, глава партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский и министр морской экономики Марек Грубарчик, взяли в руки лопаты и отправились на песчаный пляж, наметив место для строительства канала, который разрежет Балтийскую косу. 



Шоу на Балтийской косе, в центре Ярослав Качиньский. Фото: wiadomosci.wp.pl

Для поляков это Вислинская коса, другого названия в Польше не признают. Коса тянется с юго-запада на северо-восток, от Польши к Калининградской области, и представляет собой участок суши длиной 65 км, из которых тридцать пять – территория Российской Федерации, а остальное польская территория. Северная (российская) часть косы административно связана с городом Балтийском, от которого она отделена проливом. Ширина косы невелика – максимум 8-9 километров, а кое-где всего 300 метров. 

Стратегическое значение Балтийской косы хорошо понимали ещё в те времена, когда эти песчаные дюны принадлежали кайзеровской Германии и нацистскому рейху. Прямо напротив Пиллау (с 1946 года Балтийск) был построен мощный форт. На косе гитлеровцы оборудовали аэродром и базу гидросамолётов, позволявшую им контролировать значительный участок Балтийского моря. После войны здесь располагалась воинская часть советских ВВС. И вот здесь польские власти задумали прорыть судоходный канал (через южный участок косы), мотивируя это экономическими интересами порта Эльблонг. Для этого Ярослав Качиньский и вышел с лопатой на балтийский пляж, вкопав в песок вместе с министром Грубарчиком геодезический знак.



Схема будущего канала. В 2022 году он должен принять первые корабли. Фото: tvp.info

В феврале 2017 года польский Сейм принял закон о строительстве канала через Балтийскую косу. Главным мотором предприятия является Ярослав Качиньский. Формально он лишь глава правящей партии "Право и справедливость", однако и президент Анджей Дуда, и премьер Беата Шидло – его ставленники. 



Мотивируется необходимость строительства канала тем, что порт Эльблонг стагнирует. А корень зла, дескать, заключается в том, что польские и другие суда, чтобы проследовать в Эльблонг, должны пройти через российские территориальные воды мимо Балтийска; для Качиньского это повод говорить о "зависимости от России". Между прочим, корабли, идущие в Эльблонг через Балтийск, платят за проход смехотворную сумму в 50 евро. Кроме того, рядом функционируют два крупнейших польских порта Гданьск и Гдыня, и обосновать экономическую необходимость третьего чрезвычайно сложно. 

Вокруг планов строительства канала через Балтийскую (Вислинскую) косу в Польше уже началась драка. Едва лишь Качиньский вкопал на косе геодезический знак, как оппозиционная партия "Гражданская платформа" собрала пресс-конференцию и обвинила "Право и справедливость" в мошенничестве, фальсификациях и махинациях с финансами. Один из основателей и лидеров "Гражданской платформы" Дональд Туск ещё раньше заявлял: "Проект перекапывания Вислинской косы с сомнительным экономическим смыслом является исключительно политическим трюком". Вспомнили и об отсутствии заключения экологов. 

"Право и справедливость" отвечает своим политическим оппонентам жёстко. На днях Михал Ях, председатель комиссии по национальной обороне в Сейме, заявил, что те, кто повторяют российские аргументы против канала, являются "изменниками родины". Подобное слышится не впервые; весной, когда региональный совет Поморского воеводства дал отрицательное заключение по каналу, из Варшавы раздались обвинения в работе "на Кремль".

И вот после шоу с лопатами Ярослав Качиньский, ранее напиравший на экономическое значение будущего канала (весьма, повторяем, сомнительное), проговорился, заявив, что через канал "смогут проходить большие военные корабли". Эти слова Качиньского дают ключ к пониманию всей ситуации с планами превращения Балтийской косы в остров: Эльблонг может стать военно-морской базой. Только не польской. Ударная сила ВМС Польши – два старых американских фрегата, спущенных на воду ещё в конце 1970-х годов и впоследствии переданных полякам. Нетрудно предположить, что "большие военные корабли" могут быть лишь американскими. А забота Качиньского об Эльблонге объясняется тем, что там планируется разместить ставку командования батальонов НАТО, развёрнутых на "восточном фланге" альянса. Не стоит гадать, приведёт ли всё это к усилению российской группировки на базе в Балтийске, к восстановлению военного аэродрома на косе и к возникновению нового очага напряжённости.

В Польше с некоторых пор упорно муссируется тема постоянной американской военной базы; среди населения даже проводятся опросы, использовать ли для гипотетической американской базы в Польше название "Форт Трамп". 

В Москве заявили, что при появлении в Польше новой американской базы Россия примет ответные меры. В Варшаве этих сигналов предпочитают не замечать. 15 октября было опубликовано большое интервью Кшиштофа Щерского, главы канцелярии президента Польши. На вопрос, не создаст ли Москва в ответ на "Форт Трамп" свой "Форт Путин", Кшиштоф Щерский заявил, что это они, поляки, защищаются от соседа с востока, а у России нет причин создавать свою базу в противовес американской. Из уст высокопоставленного и опытного польского чиновника аргумент прозвучал смешно: Щерский же понимает, что не ему решать, на что есть у России причины, а на что нет.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ