Выбор редакции

Как св. Тарасий через колено ломал Вселенский собор

Участникам дискуссии о способе применения икономии и возвращении еретиков и раскольников в церковь советую прочитать Первое Деяние 7 Собора.


на Седьмом Вселенском соборе при обсуждении вопроса о порядке принятия епископов-иконоборцев св. Тарасий, патриарх Константинопольский разъяснил, что возложение рук, о котором говорится в 8 каноне 1 Вселенского собора, означает не новую хиротонию новатиан, а лишь благословение присоединяющихся к Церкви людей.

Впрочем, св. Тарасий слишком вольно истолковал древние каноны, настойчиво подталкивая сопротивляющийся собор к выводу: «мы слышали канонические постановления: одинаково принимались все возвращавшиеся от какой бы то ни было ереси» (Деяния Вселенских Соборов. Спб., 1996, т.4. с. 362).

Будь оно так - не было бы правила Василия Великого о трех чинах возвращения в Церковь отпавших от нее. Но в итоге собор проголосовал по Тарасию.

Вскоре недоискоренное иконоборчество возродилось. И устроивший торжество православия св. патриарх Мефодий счел, что виной тому быпа мягкость Тарасия. Поэтому он лишил сана оптом 20 000 священников, сослуживших с иконоборческими патриархами. Правда, через пару лет св. Игнатий их всех восстановил. Св. Игнатия сместил св. Фотий, которого сместил все от же св. Игнатий, а потом опять патриархом был св. Фотий, но его убрали, чтобы поставить в патриархи 16-летнего мальчика Стефана, который выпил слишком много брома... На это же время приходится еще парочка внутриконстантинопольских расколов (студитский и игнатианский) и раскол с Римом (фотиевский, окончившийся в целом на римских условиях), на который глубоко наплевали бывшие друзья Фотия св. Кирилл и Мефодий. Как видим, святые были по обе стороны всех тех расколов.

Эх, интересно жили!
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ