Выбор редакции

«Мы испытываем серьезные проблемы, связанные с кампаниями против молока»

Производители молокопродуктов на форуме в Подмосковье сокрушались, что искусственное молоко из растительных жиров становится все более популярным, чему способствуют СМИ. О том, как бороться с фальсификатом, почему покупатели чаще выбирают йогурты и реже пьют кефир, зачем нужна национальная программа по увеличению потребления молочных продуктов и почему Китай нам всем поможет, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Доме правительства Московской области открылся V международный агропромышленный молочный форум

В России падает спрос на молочную продукцию, потребление которой и так не соответствует медицинским нормам, а журналисты подливают масла в огонь, рассказывая о фальсификате, вреде лактозы и пользе растительного молока. Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходима национальная программа по стимулированию потребления. Об этом говорили накануне в Доме правительства Московской области, где открылся V международный агропромышленный молочный форум.

Параллельно была организована выставка российских и зарубежных производителей, на которой гостям предлагали продегустировать сыры, йогурты, кефиры и другие молочные продукты. Возле некоторых стендов в перерывах между секциями наблюдалось настоящее столпотворение. Рекорды по популярности бил агрокомплекс «Рота-Агро», представители которого на глазах у любопытной публики готовили мороженое, а также рассказывали о своих сырах и щедро угощали собравшихся.

«Мы губернатора ждем», — пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» сыровары, намекая на главу Подмосковья Андрея Воробьева. Однако их ожидания были напрасны. Самый статусный гость форума хоть и обошел всех производителей и перекинулся с каждым несколькими фразами, от предложений что-нибудь попробовать отказался. Видимо, потому, что был под прицелом фото- и видеокамер.

А вот что касается графика, то здесь Воробьев, похоже, взял на вооружение тактику Владимира Путина. Во-первых, на заседание, которое он открывал, приехал с опозданием, во-вторых, был очень краток. Все его выступление заняло не более 3 минут. В нем он в отметил, что Московская область в советское время производила 2 млн т молока в год, а сегодня пытается наверстать былые высоты и достичь 1 млн тонн. Для сравнения Татарстан сегодня производит 1,8 млн т молока, занимая по этому показателю 1-е место в России. Затем в кулуарах Воробьев рассказал журналистам о создании в регионе сырного кластера площадью 16 га и удалился.

Глава регионального минсельхоза Андрей Разин пояснил, что производство продукции на заводах сырного кластера в Дмитровском округе планируется начать в конце 2019 года. При этом желающих стать его резидентами так много, что имеющейся площади на всех не хватит. Заявок поступило на 35 гектаров. После завершения строительства заводов Московская область, которая сейчас входит в тройку лидеров по производству сыра в стране, сможет выйти на 1-е место.

Но прежде официального открытия на форуме состоялся бизнес-диалог о перспективах «белого золота» в контексте того, что сегодня минсельхоз РФ разрабатывает новую стратегию пищевой и перерабатывающей промышленности. Этот документ определит основные целевые показатели в молочной индустрии на ближайшие 10 лет. Модератором обсуждения выступал председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Начал он с позитива, отметив, что «ограничение импорта стало колоссальным стимулом для молочной отрасли», а импортозамещение особенно подстегнуло производство сыров. Кроме того, вырос спрос на сырое молоко, увеличился объем господдержки за последние несколько лет, хотя и незначительно вырос и экспорт.

Что касается проблем, то к ним Даниленко относит падение спроса на молочную продукцию, которое происходит из-за снижения покупательной способности населения. Еще один вызов, по его словам, связан с появлением альтернативных продуктов: соевое, кокосовое и другие виды молока, которые активно рекламируются. «Есть достаточно большая кампания о вреде молока и молочной продукции и о пользе альтернативных продуктов, — подчеркнул он. — Есть вопросы, связанные с фальсификатом. И эта проблема тоже влияет на рынок. А торговые сети, ориентированные на дешевую продукцию, оказывают серьезное давление на поставщиков с точки зрения цены. Да, некоторые недобросовестные поставщики используют альтернативные ингредиенты, а именно растительные жиры взамен молочного, чтобы удешевить себестоимость продукции». Предправления «Союзмолока» упрекал в антирекламе молока СМИ и грозил ужесточением штрафных санкций за фальсификат, так как штраф в 100 тыс. рублей сейчас никого не пугает.

А министр Разин к первоочередным вызовам отнес беспрецедентное падение закупочной цены на сырое молоко в начале года: «Это яркое проявление недобросовестной конкуренции со стороны наших внешних партнеров. Мы знаем об историях с использованием очень дешевого сухого молока, что спровоцировало определенные излишки на предприятиях-переработчиках и естественным образом скорректировало цены. Многие предприятия сталкивались с серьезными проблемами, но в целом страна справилась с этим непростым вызовом».

Андрей Разин к первоочередным вызовам отнес беспрецедентное падение закупочной цены на сырое молоко в начале года

Впрочем, себестоимость производства молока в России не выше, чем в Европе, заметил Разин, рассказывая о своих международных визитах (разумеется, только с целью изучения молочного рынка). «База для внешней конкуренции неплохая. На внешних рынках мы тоже можем конкурировать», — считает Разин, хотя в эпоху интернета для получения такого рода данных можно обойтись и без дорогих вояжей за рубеж. Но, видимо, на взгляд чиновников, только будучи в Европе, можно развеять «миф о том, что мы не можем что-то делать». «Конечно, идентичный пармиджано реджано мы никогда не сделаем ни в Подмосковье, ни в Ленинградской области. Но по качеству мы можем пытаться конкурировать с внешним рынками», — бодро заявил Разин.

Он также рассказал о популярности российского «белого золота» в Китае, где существует устойчивый стереотип о том, что молоко из России более качественное. К тому же наша страна имеет официальный статус страны без ГМО.

В заключение министр вновь пожаловался на то, что на внутреннем рынке «мы испытываем серьезные проблемы, связанные с кампаниями против молока», которые снижают потребление. «Рассказывают мифы о том, что после 30 лет пить молоко вредно, и как альтернатива предлагаются продукты из того же пальмового масла. Их продвигают, а мы со своим качественным продуктом сидим и молчим. Надо что-то делать», — восклицал глава подмосковного минсельхоза.

Директор российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) Людмила Маницкая обратила внимание на перекосы в господдержке регионов. Когда в профицитные по молоку регионы (к таковым относится и Татарстан) денег вкладывается больше, чем в дефицитные. Хотя, казалось бы, ничего удивительного — чем больше производителей занимается производством молока в регионе, тем большая требуется господдержка. Ведь средства бюджета, как правило, выделяются на литр молока или на голову молочного стада. Странно было бы вкладывать равные объемы денег и в Татарстан, и условную Псковскую область, которая производит молока в 7 раз меньше, чем наша республика. Также Маницкая посетовала на то, что никак не поддерживается перерабатывающая отрасль, тогда как 60% предприятий требуют модернизации.

«В последние нисколько лет мы жили в условиях падения рынка, падения потребления. Несмотря на то что в стоимостном выражении рынок продолжал расти благодаря инфляции, мы знаем о беспрецедентном падении цен на (сырое) молоко в начале этого года», — высказалась региональный вице-президент по корпоративным связям в России и странах СНГ Danone Марина Балабанова. Инфляция на молочные продукты превысила общепродуктовую, и потребитель нашел альтернативу. «Мы прекрасно понимаем, что белок для молочных продуктов точно так же можно получить из куриного мяса, из индейки… И можно не потреблять натуральную молочку, которой мы все с вами так гордимся», — рассуждала Балабанова.

В конце 2018 года наметился небольшой рост потребления молочки, так что отрасль медленно начинает выходить из кризиса

Впрочем, в конце 2018 года наметился небольшой рост потребления молочки, так что отрасль медленно начинает выходить из кризиса. По-прежнему идет падение спроса в категориях молока и кефира, но более маржинальные продукты показывают значительный рост. Больше всего падает кефир. В то же время растет потребление сметаны, масла, творога, молочных десертов. Объясняется это тем, что потребитель молодеет и выбирает более интересные по вкусу продукты.

Балабанова согласна с тезисом о том, что падение спроса обусловлено не только экономикой, оно происходит «благодаря» формированию негативного образа молочных продуктов: «Мы работаем с разрушением мифов, которые строит наше телевидение о некачественной продукции, о фальсификате, который якобы завалил рынок. Но мы знаем, что на самом деле ситуация не настолько критична. Последние проверки, которые проводил Роспотребнадзор совместно с „Союзмолоко“ показывают, что проблемы на рынке есть, но нельзя говорить о каком-то повальном фальсификате».

Представительница Danone уверена, что качественной молочной продукции на прилавках российских магазинов подавляющее большинство, а государство должно стимулировать потребления. «Мы все знаем, что потребление молочных продуктов уже много лет в РФ не дотягивает до рекомендованной медиками нормы. Мы проводим программу „Три молочных продукта в день“. Хочется, чтобы эта программа стала национальной. Мы видим пример Китая, где еще недавно молочные продукты вообще не употреблялись. И только государственная пропаганда помогла убедить население, что это полезно», — уверена Балабанова.

Гендиректор центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко рассказал о ситуации в странах СНГ. Например, в Армении по сравнению с 1970 годом при одном и том же поголовье КРС производство молока выросло в два раза, в Беларуси тоже надои увеличились до 4,5 тонн с коровы в год. В Таджикистане надои существенно сократились, там коровы доятся как козы. А вот Узбекистан, оказывается, самый динамично развивающийся рынок чуть ли не во всем мире. С 1,6 млн тонн в 1970 году он вырос до 9 млн тонн в 2017 году.

Что касается России, то, по словам эксперта, мы сможем быть очень конкурентным рынком, если восстановим поголовье до пикового показателя, который у нас был в советские годы, и нарастить производство хотя бы до 5 тонн с коровы в год. При этом Московскую область Мищенко считает одним из самых перспективных регионов, который вполне может производить не то что 1, а целых 3,7 млн тонн молока в год.

В СССР в 1990 году было 30 млн голов КРС, сегодня поголовье сократилось до 17 миллионов. По словам Мищенко, Россия, Беларусь и Украина вместе с другими странами СНГ имеют колоссальный потенциал. Хотя в России основной проблемой молочной индустрии может стать политическая изоляция. Но в будущем основная конкуренция развернется между Россией и Беларусью. Частично мы в нее уже вступили. А при торговле с Китаем эта тенденция будет нарастать. Ситуацию усугубит и то обстоятельство, что у нас единое экономическое пространство, в то время у одних профицит молока, а у других — дефицит.

Руководитель проекта по поддержке экспорта АПК РЭЦ Денис Казанников сообщил о том, что сейчас Россия экспортирует молочной продукции на $200 миллионов. А чтобы нарастить экспорт, необходимо снять ветеринарные нетарифные ограничения. Кстати, 7 ноября был подписан договор о взаимных поставках молочной продукции с Китаем. Но, «чтобы эффективно торговать с Китаем, нужно задуматься о себестоимости, упаковке, логистике», подчеркнул эксперт.

О недостаточном потреблении молочной продукции говорил и зампредседателя правительства Московской области Денис Буцаев. Он отметил, что проблема актуальна не только для России, но и для других стран. Так, при норме потребления в 325 кг молока в год в нашей стране в Подмосковье этот показатель составляет 256 кг, в то же время в США в среднем эта цифра не намного больше — 269 килограммов. Лидером же является Германия — более 320 кг в год. Из этого Булаев заключил, что молочные продукты надо делать более доступными. Сейчас же розничная цена растет, делая молоко и его производные все дороже. В качестве примера чиновник сообщил, что литр молока стоит в среднем 66 рублей, что равно 10 яйцам, 1 кг творога равняется по цене одной курице, а 1 кг сыра — 2 кг свинины. При этом внутренние цены на молочное сырье приблизились к европейским — 30–35 евро/цент, а себестоимость производства составляет 18–34%, что слишком много.

Штефан Дюрр сделал прогноз, что искусственное молоко станет по-настоящему популярным через 10–15 лет

Замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут рассказала о мерах госсподдержки. Есть хорошие новости: программа по возмещению капитальных затрат на создание и модернизацию объектов АПК продлена на 2019 год, а объем возмещения будет составлять по-прежнему 25%. В рамках нового федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» поддержку получат и фермеры, и кооперативы. 

Президент группы компаний «ЭкоНива» Штефан Дюрр, который имеет планы построить в Татарстане три животноводческих комплекса стоимостью 6 млрд рублей, поделился любопытной историей о том, как он недавно встречался с самыми крупными фермерами США и они рассказывали ему о том, что в Калифорнии натуральное молоко не пьют, а пьют миндальное, соевое, овсяное, которое якобы более полезно, и тут же вспомнил слова предправления Сбербанка Германа Грефа, который тоже говорил, что в Силиконовой долине молоко делается из биореактора.

Дюрр также сделал прогноз, что искусственное молоко станет по-настоящему популярным через 10–15 лет. Люди перестанут пить обычное коровье, чтобы не тратить время на то, чтобы узнать, откуда молоко, чем кормили скотину и так далее. Из этого был сделан вывод, что надо задуматься о том, что скоро мы будем конкурировать с другими категориями, и поэтому необходимо делать хороший, качественный продукт. Кстати, Дюрр простодушно добавил, что был в шоке, когда узнал, что Danone тоже занимается производством растительных напитков. Зал встретил эту реплику аплодисментами. Между тем объявленный чуть ранее опрос про растительные заменители коровьего молока закончился тем, что 80% аудитории ответили, что «это очередной гастрономический хайп», который не вытеснит животную продукцию с полок. 

Жан-Поль Торрис пообещал российской публике сыр очень хорошего качества и высказал надежду, что с французским опытом сыроварения сможет внести свой вклад в российский молочный рынок

Главный исполнительный директор Savencia Fromage & Dairy Жан-Поль Торрис рассказал об инвестиционном проекте компании (ее оборот — 8 млрд евро) — Белебеевском комбинате в Башкортостане. При этом он сообщил, что такой выбор был сделан потому, что после введения эмбарго в нашей стране появилась необходимость в создании собственных качественных сыров. К тому же Россия — страна больших возможностей. Торрис пообещал российской публике сыр очень хорошего качества и высказал надежду, что с французским опытом сыроварения сможет внести свой вклад в российский молочный рынок. При этом Торрис добавил, что из растительных жиров можно делать напитки, йогурты, но качественные сыры — только из настоящего молока. 

Следом слово предоставили президенту ГК «Кабош» Дмитрию Матвееву, которого ведущая представила так: «Перед вами сидит жертва санкций». Оказалось, что после введения эмбарго в России невозможно найти качественный зерненый творог, который на самом деле свежий сыр. А это очень сложный в приготовлении и деликатный продукт, с которым нужно носиться как с ребенком, говорит Матвеев. «Вы спрашиваете: что нужно сделать, чтобы решить вопрос с производством сыра? Моя позиция заключается в том, что нужно вводить в России такое понятие, как „сыропригодное молоко“. В любые отрасли идут серьезные инвестиции — в молоко идут, но в сыр их попадает не так много», — рассуждал Матвеев, сетуя на то, что у нас законодательно запрещено производить сыры из непастеризованного молока. В результате он предложил запустить обсуждение, чтобы разрешить производителям использовать такое молоко. При этом Матвеев считает, что в российских сырах фальсификата более 50%, и выступил с идеей ввести уголовную ответственность для тех, кто подделывает продукцию.