Выбор редакции

Стефан Мунд. "Описание Новгорода и Пскова в мемуарах рыцаря Гильбера де Ланноа (1413)"

Стефан Мунд (Бельгия). Описание Новгорода и Пскова в мемуарах Voyages et Ambassades рыцаря Гильбера де Ланноа (1413) // "Древняя Русь. Вопросы медиевистики", 2002. №1 (7).


H.-J. Draeger / © BOYENS BUCHVERLAG

ОПИСАНИЕ НОВГОРОДА И ПСКОВА В МЕМУАРАХ VOYAGES ET AMBASSADES РЫЦАРЯ ГИЛЬБЕРА ДЕ ЛАННОА (1413)

Начиная с IX–X в., Новгород и Псков становятся одними из русских городов, наиболее посещаемых жителями Западной Европы, среди которых больше всего скандинавских и немецких ганзейских купцов. Эти купцы оставили мало письменных свидетельств своего пребывания в этих городах, только несколько коротких намеков в древнеисландских сагах (XI–XIII в.) и древненемецких летописях (XI–XIII в.). Первое систематическое западно-европейское описание Новгорода и Пскова появляется только в первой половине XV в. в мемуарах «Путешествия и посольства» (Voyages et Ambassades). Его автор путешественник рыцарь Гильбер де Ланноа (Guillebert de Lannoy, 1386–1462). Гильбер де Ланноа был родом из прославленной дворянской семьи из графств Фландрии и Геннегау в современной Бельгии. Молодой рыцарь получил военное воспитание, характерное для его социальной среды. Система ценностей, лежащая в основе жизни и творчества Гильбера де Ланноа, – это мировоззрение средневекового рыцарства, где главными нормами были честь, мужество, храбрость и христианская вера.

Гильбер де Ланноа был чиновником и дипломатом, который служил верой и правдой всю жизнь графу Геннегау Гильому IV († 1417) (Guillaume IV de Hainaut), а затем бургундским герцогам Иоанну Бесстрашному († 1419) (Jean sans Peur) и Филиппу Доброму († 1467) (Philippe le Bon). Современные историки знают Гильбера де Ланноа как большого путешественника: в качестве дипломата бургундских герцогов или рыцаря-авантюриста он посетил много стран Европы и Азии, среди которых северная Русь в 1413 г. В 1413 г. Гильбер де Ланноа жил в Пруссии и Ливонии, где был на службе у Немецкого ордена, который часто воевал против «неверных» прибалтийских народов и русских-«схизматиков». Немецкий орден регулярно организовывал походы, в которых принимали участие многие западноевропейские рыцари, распространяли христианскую веру и приобретали свои личные честь и славу. Гильбер де Ланноа уехал в Пруссию, чтобы стяжать славу молодого христианского рыцаря. Кроме того, несмотря на очевидный анахронизм, он не сомневался в ключевом значении крестовых походов для мировоззрения современного ему рыцарства. После успешного участия в одном прусском военном походе Гильбер де Ланноа поехал в Ливонию, чтобы принять участие там в другом походе.

В Риге он узнал, что поход Немецкого ордена был отложен на несколько месяцев. Тогда он решил добровольно посетить соседнюю русскую страну, с которой регулярно воевал Немецкий орден. Такая инициатива была характерна для любознательности и жажды приключений Гильбера де Ланноа. Уже когда он воевал в Испании с маврами за несколько лет до этого (1410), Гильбер воспользовался перемирием между маврами и христианами, чтобы посетить из любопытства мавританский Гранадский эмират. Переодетый купцом, Гильбер де Ланноа покинул зимой Нарву в Ливонии и проникнул на Русь. Он приехал в Новгород Великий на санях и оставался девять дней в этом городе. Новгородские власти хорошо приняли его: они пригласили его на банкет. Кроме того, во время своего пребывания в Новгороде Гильбер де Ланноа мог свободно гулять по городу: так у него была возможность наблюдать повседневную жизнь жителей этого города.

Вероятно, он познакомился там с некоторыми людьми, например, с немецкими ганзейскими купцами, которые могли дать ему много сведений о Новгороде. Некоторая информация о новгородском правительстве в рассказе Voyages et Ambassades могла происходить от местного осведомителя, русского или немца по происхождению. Кажется, что этот город ему понравился, ибо он оставил полное его описание в своих мемуарах. После Новгорода Гильбер де Ланноа продолжил зимой свое путешествие до Пскова. После короткого пребывания в этом городе он решил быстро уехать и возвратиться в Ливониию. Несколько лет спустя, в 1421 г., Гильбер де Ланноа совершил путешествие на юг Руси, который был в это время под польско-литовским владычеством. Но, в отличие от путешествия 1413 г, посещение Руси не было целью путешествия 1421 г.: Гильбер де Ланноа проехал южные территории Руси только в контексте дипломатической миссии к королю Польши и великому князю Литвы. Поэтому неудивительно, что он не оставил никакого описания этой страны в своих мемуарах.

Сегодня мы знаем рассказ о путешествиях и приключениях Гильбера де Ланноа благодаря мемуарам, которые он якобы написал в конце своей жизни. После смерти Гильбера в 1462 г. его капеллан якобы собрал все разные заметки своего господина, чтобы представить эти последние в форме одного рассказа. Это рассказ известен сегодня под названием Voyages et Ambassades. Он написан на старофранцузском языке, который был родным языком Гильбера де Ланноа. Стиль повествования не напыщенный, а простой. Сегодня существует только две рукописи Voyages et Ambassades, обе хранятся в Бельгии.

Описание Новгорода и Пскова выделяется в мемуарах Voyages et Ambassades, потому что Гильбер де Ланноа написал много об этих двух городах. Обычно он лаконично вспоминает в своих мемуарах все посещенные им места и записывает только информацию, носящую практический характер. Почему сделано исключение для Новгорода и Пскова? Невозможно дать точный ответ на это при современном положении исследований. Однако кажется, что путешествие на Русь было особенно значительным в жизни Гильбера де Ланноа. В это время он путешествовал с целью «увидеть мир» (pour voir monde), как он писал в своих мемуарах. Кроме того, он пользовался на Руси свободой передвижения которой не было позже у всех западно-европейских путешественников. В XVI в. многие из них жаловались на запрещение выходить из своей резиденции без присмотра приставов.

Благодаря свободе передвижения, Гильбер де Ланноа познакомился с ежедневной жизнью жителей Новгорода и Пскова и заинтересовлся многими ее аспектами: пейзажем окрестностей, общим видом этих городов, способом управления, населением и некоторыми его обычаями. Его восхитила природа, особенно суровая зима и бесконечные леса и болота, никем не заселенные. Гильбер де Ланноа коротко описал географическое положение Новгорода и Пскова: по его мнению, Новгород находится на равнине посреди лесов и болот, на берегу реки Волхова; Псков построен на слиянии двух рек. Он считает, что Новгород и Псков являются удивительно большими городами. Как военный деятель, он особенно интересовался крепостями этих двух городов: критическое замечание вызвало то, что стены Новгорода, в отличие от Пскова, недостаточно хорошо укреплены.

О религии Гильбер де Ланноа заметил, что жители Новгорода и других мест Руси – православные христиане, которые соблюдают греческий обряд. Он упомянул Софийский cобор, по его мнению, главный собор Новгорода, стоящий посреди кремля, и говорил об огромном числе (350) церквей в Новгороде. Гильбер де Ланноа тоже остановился нa главных особенностях социально-политической системы в Новгороде: «это свободный город, имеющий общинное управление. Епископ является как бы их государем <…>. Внутри города живет много великих господ, которых они называют боярами. Среди них есть один горожанин, который владеет землей в 200 миль длины, удивительно богатый и могущественный. <…> Жители города имеют двух начальников – тысяцкого и посадника, которые и управляют выше указанным городом. Эти правители переизбираются из года в год <…>». К этому достоверному описанию внутреннего быта Новгорода Гильбер де Ланноа добавил сведения о внешней политике, особенно об отношениях Новгорода и Пскова с Ливонией и с великим князем московским.

Интересны и замечания Гильбера де Ланноа о хозяйстве Новгорода, особенно о «монете <…> из кусков серебра (…) и из мордок белок и кун». Гильбер де Ланноа не только сделал систематическое описание разных аспектов Новгорода и Пскова, но также проявил интерес к некоторым живописным чертам повседневной жизни их обитателей. Он, например, отметил прически в двух городах: в Новгороде мужчины и женщины отпускают очень длинные волосы: «у женщин две косы, которые они носят за головой, у мужчин одна коса». Во Пскове русские «отпускают волосы длинные и беспорядочно лежащие на плечах. Женщины носят круглую диадему над головой, как святые». Гильбер де Ланноа рассказал странный новгородский обычай, согласно которому жители Новгорода продают женщин на рынке. Если некоторые историки оспаривают это последнее сообщение, они все же согласны относительно качества рассказа Гильбера де Ланноа о Руси и подчеркивают его объективность.

Сегодня рассказ Гильбера де Ланноа вдвойне интересен для русских историков в контексте подхода к изучению Древней Руси. Во-первых, русские историки находят в этом рассказе целостное и достоверное описание Новгорода и Пскова в начале XV в. иностранным путешественником. Они могут увидеть, как западноевропейский человек воспринимает древенерусскую культуру и может ее понять, несмотря на трудности с языком. Рассказ Гильбера де Ланноа интересен тем, что он представляет уже в начале XV в. некоторые стереотипы о русском мире, кaк, например, суровая зима и продажа женщин на рынке. Эти стереотипы будут встречаться все чаще и чаще в следующим веке. Во-вторых, рассказ Гильбера де Ланноа образует полезное дополнение для русских историков и археологов, которые работают над историей древнего Новгорода и Пскова. Например, Гильбер де Ланноа написал, что, кроме башен, все стены Новгорода построены из дерева и земли. Этот вид строительства сейчас подтвержден археологическими раскопками.

Число в 350 церквей не только включает церкви, но и частные часовни при жилых домах в Новгороде. Кроме того, в рассказе Гильбера де Ланноа имеется некоторая информация, отсутствующая в средневековых русских источниках. Это, например, описания пейзажей или обычаев повседневной жизни. Рассказ Гильбера де Ланноа представляет собой важное свидетелъство о политическом, социальном, религиозном и экономическом положении Новгорода и Пскова в начале XV в. Как свидетель Гильбер де Ланноа дал хорошее и объективное представление об этих двух городах, которые уже давно находились в контакте с Западной Европой. Рассказ Voyages et Ambassades мог бы способствовать в это время лучшему ознакомлению с Древней Русью в Западной Европе. Но, увы, этот рассказ оставался неизвестным до его первого издания в 1840 г.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ