Выбор редакции

МВФ раздора. На что влияет МВФ в Украине? Эксплейнер

«Это же эксперимент. Над нами МВФ делает эксперимент». Так олигарх Игорь Коломойский объясняет, почему из Украины эмигрируют люди, а те, кто остается, получают мизерные зарплаты. Впрочем, подобные высказывания звучат не только от Коломойского. Деятельность Международного валютного фонда в Украине остается одной из наиболее дискуссионных тем среди украинских политиков и журналистов. В то же время содержательная дискуссия часто подменяется штампами и мифами, которые искажают представление об организации и характере ее взаимодействия с Украиной.

С начала 2018 года VoxCheck проверил 42 утверждения украинских политиков о МВФ. Лишь в 14 случаях их слова соответствовали действительности. В этом материале мы раскладываем по полочкам информацию о МВФ и опровергаем главные мифы о его деятельности в Украине.

Что такое МВФ?

МВФ предоставляет финансовую помощь странам, которые переживают кризис и макроэкономическую нестабильность – стремительное обесценивание национальной валюты, отток капитала, неспособность выполнять свои обязательства перед кредиторами, в конце концов экономический спад. Кредиты МВФ предоставляются для стабилизации экономики на условиях проведения структурных реформ.

Основы организации были определены в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции, а заработала она в 1945 году после подписания соответствующего соглашения между странами-учредителями.

Проще говоря: если страна-член МВФ сталкивается с кризисом и нуждается в дополнительных средствах на его преодоление, она подписывает соглашение с МВФ, в котором обязуется проводить реформы и за это получать деньги. МВФ предоставляет займы, чтобы помочь преодолеть кризис и не допустить его распространения на другие страны. То есть основная цель МВФ – это недопущение распространения экономического кризиса. Тогда как вопросами развития экономик отдельных стран занимается Всемирный банк, который был создан одновременно с МВФ.

Членами МВФ, которые принимают участие в его работе и делают взносы в него, являются 189 стран-членов ООН, в том числе Украина. Бывшими членами являются Куба и Тайвань. Не входят в МВФ Северная Корея, Андорра, Лихтенштейн, Монако, Науру, Южный Судан, Ватикан и непризнанные государства.

Откуда у МВФ деньги?

Бюджет Фонда формируется из взносов стран-членов в соответствии с их квотами и кредитов от других стран и организаций. Квоты стран-членов зависят от размера их экономик и рассчитываются по четырем показателям: ВВП (50% квоты), открытость (30%), стабильность (15%), резервы (5%). Страны также имеют право голоса в Фонде в зависимости от своих взносов и право занимать деньги в рамках квоты в случае возникновения проблем.

Резервы МВФ исчисляются в так называемых специальных правах заимствования (SDR), из которых формируется международный резервный актив, который впоследствии используется для кредитования стран-участниц Фонда. По состоянию на 2016 год размер этого актива составлял 204 млрд SDR или эквивалент $285 млрд. При необходимости SDR обмениваются на свободно конвертируемые валюты, к которым относятся доллар, евро, иена, фунт, а с 2016 года юань.

Все кредиты выдаются и исчисляются в SDR, но из-за того, что большинство не знает курса SDR к другим валютам, в новостях преимущественно сообщают объем кредита в одной из основных мировых валют, например, в долларах США или евро.

Украина также имеет свою квоту около 2 млрд SDR, что составляет 0,42% от объема средств МВФ. Это дает Украине 21 583 голоса в организации или 0,43% от всех голосов.

Какие процентные ставки в МВФ по кредитам?

Распространено мнение, что в МВФ слишком высокие ставки по кредитам и можно найти более дешевый способ привлечения средств правительством. Среди тех, кто так считает, и политик Вадим Рабинович.

«Они (МВФ) с такой дьявольской усмешкой дали вчера еще, под дьявольские проценты, под 9%, чего сегодня не бывает в европейских странах, а в азиатских, впрочем, тоже – больше 6% никто не берет».

Сравнивать ставки по кредитам МВФ достаточно трудно, поскольку МВФ не распространяет эту информацию. Но в любом случае кредиты МВФ являются одними из самых дешевых. Для Украины, например, средняя ставка по кредитам МВФ составляет около 3%. Для сравнения: ставка по последнему выпуску евробондов (март 2019 года) 9,75%. К тому же, если страна столкнулась с кризисом, это снижает ее шансы получить заимствования на международных финансовых рынках и повышает цену таких заимствований.  

Как МВФ формирует условия кредитования?

Меморандум о сотрудничестве между правительствами стран и МВФ составляется в форме предложений правительства относительно того, как достичь макроэкономической стабильности и сбалансированной финансовой системы. Эти условия согласовываются в процессе переговоров правительства и центрального банка страны с представителями МВФ. Если правительство не выполняет условия, записанные в меморандуме, финансирование страны «ставится на паузу». Однако МВФ не может прекратить программу со страной. Это может сделать только правительство явно или неявно (украинские правительства делали это неявно, просто прекращая выполнять условия меморандумов).

Условия, которые сопровождают кредиты МВФ, вызывают ожесточенные дискуссии среди отечественных политиков и экономистов.

Например, лидер Радикальной партии Олег Ляшко отмечал такие негативные моменты сотрудничества с МВФ:

  • МВФ предоставляет кредиты, а не безвозвратную помощь;
  • Транши МВФ идут на погашение государственного долга, пополнение золотовалютных резервов и в некоторых случаях на финансирование дефицита государственного бюджета.

МВФ действительно предоставляет не безвозвратную помощь, а кредиты. Устав организации определяет три цели кредитов:

  • погашение долга,
  • пополнение резервов центрального банка,
  • финансирование дефицита бюджета.

МВФ – это «скорая помощь», когда макроэкономическая стабильность в стране под угрозой, и соответственно она не может привлечь средства где-либо еще (или может, но гораздо дороже). Если бы МВФ предоставлял безвозвратную помощь, средства фонда исчерпались бы очень быстро. Поскольку налогоплательщики стран, не нуждающихся в помощи МВФ, не были бы готовы платить за неправильную политику правительств стран, которые в такой помощи нуждаются.

Прочитать дискуссию между Олегом Ляшко и Редколлегией VoxUkraine можно в материале «Большая дискуссия на VoxUkraine. Или дюжина ножей в спину МВФ».

Иногда в сторону МВФ звучит и откровенная неправда. Как, например, от Вадима Рабиновича. Якобы МВФ под видом реформ заставляет вырубить лес, отменить пенсии и повысить тарифы:

«Это МВФ говорит другое: вырубите лес, уберите пенсии, повысите тарифы».

Вадим Рабинович,

Все условия соглашений между МВФ и Украиной можно узнать из меморандумов, которые публикуются в открытом доступе. Например, относительно лесов, то это ЕС, а не МВФ настаивает на отмене моратория на экспорт древесины, поскольку такое ограничение торговли противоречит Соглашению об ассоциации. К тому же, требуется не вырубать леса, а заменить мораторий на экспорт инструментом, который не будет нарушать торговые соглашения и искажать рыночные механизмы (например, запретом вырубки леса).

Что касается пенсий, то главное требование МВФ вести взвешенную бюджетную политику, необходимую для стабильности гривны и экономики в целом. МВФ никогда не требовал отменить пенсии.

Также МВФ рекомендовал не «повысить» тарифы, а уравнять тарифы для домохозяйств и промышленности, чтобы создать возможности для появления полноценного рынка энергоносителей. Так, с мая 2019 тарифы на газ для домохозяйств были снижены, поскольку снизились цены на мировом рынке и соответственно цены для промышленных потребителей в Украине.

Условия, заложенные в меморандумы МВФ, способствуют макроэкономической стабильности и имеют целью облегчить для страны выплату полученных от Фонда кредитов. Иногда правительства или отдельные министры записывают в Меморандумы те реформы, которые имеют низкую поддержку политического класса чтобы иметь дополнительный рычаг для их воплощения. В случае Украины это такие реформы как создание антикоррупционного суда, прозрачная приватизация, криминализация незаконного обогащения политиков и чиновников и др.

Выполнение требований МВФ и получение траншей по программе служит ориентиром для других международных кредиторов, а также для внутренних и внешних инвесторов, что ситуация в стране остается стабильной, а правительство успешно воплощает утвержденные реформы. В то же время «выпадение» из программы МВФ является негативным сигналом для других кредиторов и инвесторов.

Становятся ли страны беднее из-за сотрудничества с МВФ?

«Это ж эксперимент. Над нами МВФ делает эксперимент. Над живыми людьми, над нормальной страной. То есть из богатой страны нищую. Как все страны, в которых он был. Довел до ручки».

Игорь Коломойский, 37:34 — 37:46

«Это какими надо быть циничными? Эта власть последние 3 года четко выполняет указания МВФ, и в результате мы имеем доходы украинцев меньше, чем у братьев-молдаван, и самое низкое развитие экономики во всех европейских странах».

Олег Ляшко, 00:16 — 00:31

МВФ оказывает финансовую помощь странам безотносительно к их богатству или бедности тогда, когда они столкнулись или рискуют столкнуться с серьезными экономическими проблемами, которые могут перекинуться на другие страны.

Влияние участия страны в программах МВФ на ее экономическое развитие экономисты изучают достаточно давно. Существуют разные оценки этого влияния. Например, Barro&Lee (2005) пишут, что участие в программах МВФ снижает темпы экономического роста, поэтому страны должны «взять на себя обязательства не принимать участие в программах МВФ» (очевидно, такие обязательства предусматривают экономическую политику, которая позволяет избежать значительных кризисов, когда помощь МВФ становится необходимой). Другие авторы изучают этот вопрос подробнее и делают выводы, что участие в программах МВФ положительно влияет на экономический рост лишь тогда, когда страна выполняет условия программы и повышает качество своих институтов. Другие исследования находят отдельные положительные эффекты участия в программах МВФ: снижение вероятности валютного кризиса, приток частного капитала (если страна избегает дефолта), накопление валютных резервов и меньшую чувствительность страны к экономическим шокам.

МВФ ведет постоянный диалог со странами-членами и определяет, какие программы или условия кредитования дали ожидаемый эффект, а какие нет, и почему. Этот опыт учитывается в дальнейшей деятельности Фонда. В дополнение, с 2001 года в Фонде есть независимый офис по оценке его деятельности. В публичном пространстве политика МВФ постоянно обсуждается мировым экспертным сообществом.

Является ли украинская бедность результатом работы МВФ?

Мы не можем сказать, как развивалась бы Украина, если бы вообще не сотрудничала с Фондом. Скорее всего, ее уровень экономического развития сейчас был бы ниже, потому что МВФ предоставляет не только кредиты, но и техническую помощь в частности, в разработке нормативных актов.

К тому же за 25-летнюю историю сотрудничества с МВФ Украине не удалось успешно завершить ни одну из программ из-за невыполнения правительствами условий сотрудничества. Также нельзя утверждать, что Украина превратилась в бедную страну вследствие сотрудничества с МВФ, поскольку она не была богатой до сотрудничества.

Две последние программы сотрудничества с МВФ были подписаны для преодоления последствий масштабного экономического кризиса, разворачивавшегося в 2014-15 годах из-за значительного спада производства, сокращения объемов торговли и потери части территории во время российской агрессии.

Спад ВВП в 2014-15 годах составлял соответственно 6,6% и 9,8%. Национальная валюта за это время обесценилась с 8 гривен за доллар США до почти 30 гривен за доллар, достигнув своего минимума в феврале 2015 года. Золотовалютные резервы, необходимые для поддержания финансовой стабильности, находились на критически низком уровне. Средства МВФ направлялись на поддержание платежного баланса, пополнение золотовалютных резервов и сбалансирование бюджета, необходимые для стабилизации экономики и национальной валюты.



НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ