Выбор редакции

Китайские "сталинки"



О влиянии сталинской архитектуры на архитектуру китайскую, породившие "советский стиль", который в китайской архитектуре существует до сих пор.

Китайские "сталинки"

Многие считают, что история города наиболее наглядно отражается в его архитектуре. Здания передают историко-культурные особенности эпох, хранят историческую память целых поколений. И «советские дома» в Китае – не исключение. Они как застывшие нотные знаки представляют память целого поколения китайцев и молчаливо напоминают о тех временах, полных энтузиазма. В 50-х годах прошлого века на фоне по-братски дружественных отношений между КНР и СССР в Китае появилась мода заимствовать советскую модель во всех аспектах социально-экономической жизни страны. При этом здания советского стиля как грибы после дождя начали строиться на территории всей страны, даже в отдаленных деревнях.

Однако после провозглашения политики реформ и открытости в конце 1978 года облики китайских городов и деревень стали стремительно меняться. Некогда красочные и модные здания советского стиля стали быстро исчезать или визуально теряться среди новых высоток из сверкающего стекла. Только немногие счастливчики пережили этот период и осталось в достойном состоянии. Что такое «советские дома»? В китайской архитектуре, собственно говоря, нет специального термина «дома советского стиля». В общем в стране, по мнению экспертов, такими сооружениями можно назвать те здания, которые были построены в 50-х годах 20-го века, когда Советский Союз оказывал Китаю помощь в промышленном строительстве [т. н. сталинки].

Советский монументальный классицизм, который в Китае получил название «советского стиля», просматривается в симметричности разных частей здания. Центральная часть при этом должна быть выше боковых, часто по бокам от центрального входа бывают просторные галереи. Еще одна из отличительных черт – трехчастная структура здания: хорошо просматриваются цоколь, основные стены, крыша.



В китайской столице Пекине «советских домов» особенно много. Большинство из них отлично сохранились и даже выполняют прежние функции. В целом здания того периода можно разделить на две категории.

Первая – полноценные сталинки, в конструировании и строительстве которых непосредственно приняли участие советские архитекторы.
В этой категории зданий самым ярким представителем является Пекинский выставочный центр, который был построен в 1954 году. Это первый крупный выставочный комплекс Пекина, который считается одним из десяти важнейших сооружений Пекина, построенных непосредственно после образования Китайской Народной Республики.

Здание было создано по просьбе Советского Союза для демонстрации в Китае достижений развития СССР, и именно поэтому Пекинский выставочный центр первоначально назывался Советским. Надпись с названием здания над главными арочными воротами здания сделана почерком Мао Цзэдуна. Церемонию сдачи в эксплуатацию здания открыл тогдашний премьер Чжоу Эньлай. В 1958 году по совету того же Чжоу Эньлая здание было переименовано в Пекинский выставочный центр.

Как и многие престижные здания в Советском Союзе Пекинский выставочный центр запоминается островерхой крышей с красной пятиконечной звездой. По обеим сторонам здания полукругом располагаются 18 колонн с узорчатой резьбой. Сверху между колоннами висели гербы 16 советских республик.



В период дружбы КНР и СССР здесь экспонировалась различная промышленная продукция из СССР – от тракторов и комбайнов до легковых автомобилей и вагонов поездов, которые были сродни откровения для отстававшего в техническом развитии Китая.

«Тогда в стране ходил лозунг: сегодняшний Советский Союз – завтрашний облик нашей жизни. И мы всегда посещали выставку с таким настроем: давай посмотрим, какой будет наша жизнь в прекрасном будущем», – делится своими воспоминаниями о тех временах 81-летний пекинец по фамилии Лу.

«Полвека назад я был студентом Пекинского университета. Тогда мы с однокурсниками больше всего любили ходить на выходных в Пекинский выставочный центр. Нас всегда приводила в восторг красная звезда на крыше выставки. Тогда эта звезда как маяк озаряла путь вперед», – рассказывает другой из престарелых столичных жителей.

Другой яркий пример – Военный музей китайской народной революции, который расположен на западе главного столичного проспекта Чанъаньцзе. Музей был построен в 1959 году и до сих пор является единственным комплексным государственным военным музеем Китая. Здание тоже обладает всеми чертами сталинки – симметрия относительно центральной оси, выдающаяся островерхая крыша со звездой. Только звезда на этом здании позолочена и окружена золотым кольцом, поэтому она особенно бросается в глаза прохожим. В целом здание оставляет впечатление грандиозности и величественности.

Следует отметить, что проспект Чанъаньцзе известен как «выставка» шедевров архитектурного искусства. Вдоль проспекта и в прилегающих к нему районах, кроме многих ультрасовременных высотных зданий, компактно расположены почти все самые грандиозные и самые представительные «советские дома» Пекина.

Среди них и здание нынешнего Главного государственного управления по делам печати, издательств, радиовещания, кинематографии и телевидения, которое по внешнему облику и архитектурной конструкции напоминает уменьшенную версию МГУ. Еще и здание Пекинского телеграфного бюро, Гостиница национальностей /Гостиница «Миньцзу»/, Пекинская гостиница и Пекинский рабочий стадион.

Более того, оригинальные «советские дома» существуют и в самых престижных в Китае университетах – Пекинском университете и политехническом университете «Цинхуа». Во дворах этих вузов трех- и четырехэтажные сталинки находятся в хорошем состоянии и до сих пор сохраняют свой первоначальный облик. Для студентов и посетителей вузов эти дома функционируют не только как учебные корпуса, но и как достопримечательности, которые молчаливо напоминают о братской дружбе китайского и советского народов.

Подобные дома также найдутся в других пекинских вузах – Китайском лесохозяйственном университете, Китайском сельскохозяйственном университете и Китайском горнопромышленном университете, которые были созданы в 50-х годах прошлого века.



Вторая категория «советских домов» – это «гибриды» китайской и сталинской архитектуры, которые сочетают особенности архитектуры советского стиля с традиционной широкой китайской крышей и национальными украшениями.

К этой категории относятся, в частности, Дворец культуры национальностей, Всекитайская сельскохозяйственная выставка и Пекинский железнодорожный вокзал. На этих зданиях вместо «сталинской» островерхой крыши и пятиконечной звезды водрузились двойные крыши китайского традиционного дворцового стиля.



К этой категории также можно отнести Дом народных собраний и Национальный музей Китая, которые расположены друг напротив друга с западной и восточной стороны центральной площади столицы – Тяньаньмэн. Грандиозная и строго симметричная конструкция советского стиля у этих сооружений придают этим зданиям великолепие и торжественность, а традиционные китайские украшения на широких крышах становятся яркой изюминкой.

Многие китайские архитекторы полагают, что именно органичное объединение китайского и советского архитектурного стиля придают сталинкам жизнестойкость. На их взгляд, советский стиль архитектуры не только не исчезает со временем, но и часто в той или иной степени используется при строительстве современных зданий столицы. Яркий пример тому – Пекинский западный железнодорожный вокзал, который был сдан в эксплуатацию в 1996 году и известен в свое время как самый крупный и современный железнодорожный вокзал Азии. Согласно оценке экспертов, общий план конструкции комплекса и дизайн квадратной галереи внутри здания отражают именно советский стиль.

Автор: Жэнь Жуйэнь

https://vk.com/wall-156278021_9953 - цинк

PS. Безотносительно Сталина, архитектурный стиль существовавший в его эпоху мне всегда очень нравился. Гораздо больше модерновых поветрий брежневской эпохи (хотя и там было немало достойных проектов).

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ