Выбор редакции

Принципы Facebook-экономики Гончарука приведут к отказу Украины от железной дороги

Германский бизнес будет иметь интерес к украинским железным дорогам только в том случае, если в Киеве отдадут им эту отрасль за дешево – считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

Такое сотрудничество не сыграет на пользу Украине

Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что украинцы планируют передать Германии в управление свою железную дорогу, причем это будет осуществлено на основе меморандума, подписанного Берлином с германским оператором Deutsche Bahn.

Интересно, что в Deutsche Bahn заявили, что будут консультировать украинцев, но не управлять их железными дорогами, поэтому характер этого сотрудничества до конца не ясен, но факт остается фактом – Киев проводит по данному вопросу наплевательскую политику.

Еще с нулевых годов говорится, что парк украинской железной дороги обновляется недостаточно, из-за чего там сегодня доминирует материальная база, полученная Киевом еще во времена СССР. Ситуация здесь не катастрофическая, но близкая к ней, поскольку если сюда не будут вложены деньги, то Украине придется лишиться значительной части своих железнодорожных перевозок.

В 2014 году в Киеве «забыли» про этот вопрос, сделав вид, что проблемы железных дорог не существует. В 2016 году дело дошло до того, что главой «Укразализницы» был назначен польский рок-музыкант Войцех Бальчун. Последний имел опыт работы на почте и в польской авиакомпании LOT, но этого было недостаточно для эффективных решений в данной стратегической области Украины.

Бальчун объявил о техническом дефолте своей компании, а в остальном выполнял роль «зиц-председателя Фунта» над связанными с коррупцией процессами, которые сегодня традиционны для всех сфер украинской экономики.

«Здесь вопрос суммы – если Украина передаст свои железные дороги немцам бесплатно или за небольшое количество денег, то они могут на это согласиться. Ведь Украина обладает пусть и запущенной, но развитой железнодорожной сетью, и это неплохой путь для Черноморско-Кавказского региона, а это Турция вместе с рынком государств Ближнего Востока», – заключает Камкин.

Как полагает эксперт, Украина здесь может стать одним из маршрутов сухопутных перевозок в страны Европы и превратиться в один из вариантов тех планов, которые США и Евросоюз вынашивают, чтобы противостоять китайскому «Одному поясу – Одному пути».

Общий объем поставок здесь будет меньше, чем то, что имел Киев в эпоху хороших отношений с Москвой, да и такое сотрудничество не спасет железные дороги Украины, развитие которых будет после этого заточено на обеспечение двух-трех маршрутов грузопотоков.

«В этой связи, украинские железные дороги можно рассматривать в качестве одного из элементов альтернативного Китаю транспортного коридора, пусть и в случае с Украиной немцам нужно будет решить многие инфраструктурные проблемы», – резюмирует Камкин.

Материальная часть и грузовой парк Украины требуют серьезного обновления, хотя если брать такой европейский мегапроект, то все эти проблемы решаемы, но в результате Киев станет заложником европейской транзитной системы. Например, почти все маршруты на Украине в сфере пассажирских железных дорог являются дотационными, а немцы, совершенно точно, не будут брать на себя эту ношу.

«Это может привести к смене колеи на определенных путях Украины, несмотря на дороговизну этого процесса. Если рассматривать перспективу такого украино-германского сотрудничества, то этого действительно исключать нельзя», – констатирует Камкин.

В то же время, очевидно, что смена колеи приведет к окончательному переформатированию украинских железных дорог и означает примерно то же для Украины, как и будущий отказ «Газпрома» от транзита через ее ГТС, т.е. конец отрасли в современном виде.

Ситуация на Украине диктует отказ от стратегических объектов

Ведущий научный сотрудник РИСИ, кандидат исторических наук Олег Неменский в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это очередное истерическое решение Киева, связанное с недостатком денег у данной страны.

«У Украины не хватает денег на поддержание даже в минимально приемлемом состоянии своей национальной инфраструктуры, из-за чего она вынуждена передавать в чужую собственность свои стратегические объекты», – заключает Неменский.

Олег Борисович полагает, что невозможность самим содержать железную дорогу вынуждает украинцев искать партнеров за границей для обеспечения работы своих железных дорог, пусть и это напрямую противоречит национальным интересам Украины.

«Из-за этого многие такие инфраструктурные объекты в будущем могут быть проданы иностранцам, после чего они перестанут как-либо работать на интересы самой Украины. Мы видим ситуацию, когда государство на Украине отмирает и постепенно перестает выполнять свои функции, и это наносит сегодня огромный удар по интересам населения данной страны», – резюмирует Неменский.

Неменский считает, что в таком деле может быть и коррупционная составляющая. Кроме того, немцы могут здесь выступать в роли «обложки» для каких-то внутриукраинских процессов, как это происходило в истории с назначением Бальчуна.

В целом, перед нами продолжение ведения экономической политики Украины с помощью Facebook, где премьер Гончарук любит публиковать свои решения о развитии этой страны. Все это в перспективе приведет только к негативным последствиям.

Автор: Дмитрий Сикорский

 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ