Выбор редакции

Дина Кирнарская. "Классическая музыка для всех. Средневековье. Ренессанс. Барокко. Классицизм", 2020

Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. Средневековье. Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.: Слово, 2020. - 432 с.

Купить: https://slovobooks.ru/catalog/kultura_i_moda166/klassicheskaya_muzyka_dlya_vsekh_srednevekove_renessans_barokko_klassitsizm/

Книга рассказывает о развитии западноевропейской музыки от Средних веков до конца XVIII столетия. Автор - Дина Кирнарская, известный музыковед, заведующая кафедрой истории музыки и проректор Гнесинки (Российской Академии музыки имени Гнесиных), доктор искусствоведения и доктор психологических наук, один из самых авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии. Кирнарская не только преподает, но и систематически выступает на телевидении, радио и в других СМИ в качестве эксперта и комментатора по вопросам художественного образования и культуры. В книге «Классическая музыка для всех» автор простым и легким языком рассказывает об истории музыки в контексте других искусств, философии и литературы эпохи, а также психологии. Более того, текст сопровождается фрагментами музыкальных произведений, содержащихся в QR-кодах, расположенных на полях страниц. Благодаря этим технологиям классическая музыка становится более доступной и понятной самым разным людям.



Содержание

В. Ашкенази. К читателю _______________________________________________________________24
От автора ___________________________________________________________________________27

Музыкальное искусство Средних веков

Григорианское пение

Возникновение григорианского хорала — музыкального символа Средневековья _________________________33
Пространственно-временные представления Средневековья и григорианский хорал _____________________37
Открытие средневековых музыкантов — вариантно-мелодическое развертывание ______________________38
Рождение многоголосия. Первый многоголосный жанр — органум ___________40

Светская музыка Средних веков

Создатели светской музыки — трубадуры, труверы, миннезингеры ___________41
Средневековая лирика — «детство поэзии» ________________________________________42
Ритмические модусы и форма рондо — открытия светской песни XII–XIII веков ______________________________________45

Раннее многоголосие

Композиционные принципы средневекового многоголосия. Философия схоластов — высшее достижение средневековой мысли _________47
«Хаос» и «порядок» в музыке __________________________________________________________48
Первый профессиональный композитор — Леонин ______________________________52
Разум и интуиция в музыкальной культуре Средних веков. Жанр мотета ____54

Музыкальное искусство Европы в XIV веке

Эстетические принципы позднего Средневековья _______________________________59
Трактат Филиппа де Витри «Ars nova» — манифест эпохи _______________________60
Творчество Гийома де Машо — отражение идеалов Ars nova ____________________61

Музыка эпохи Возрождения

Эстетический идеал эпохи Возрождения ___________________________________________69

Месса Ренессанса

Принцип природной Гармонии ____________________________________________74
Принцип Единства и Многообразия в природе и в музыке. Приемы развития «строгого письма»: varietas, имитация, контрапункт _____________79
Мастера «строгого письма» ____________________________________________________________85

Светская музыка эпохи Возрождения

«Строгое письмо» и лирическая поэзия. Шансон ___________________________92
Музыкальный «рисовальщик» Клеман Жанекен __________________________________97
Конец «строгого письма». «Романс XVI века» — мадригал ______________________101

Музыка барокко

Музыкальная культура XVII — первой половины XVIII века

Духовная атмосфера Нового времени ______________________________________________109
Барокко — эпоха и стиль. Противоречие — эстетический девиз эпохи ______112
Революционные изменения в музыкальном искусстве __________________________118
Рождение оперы ____________________________________________________123

Клаудио Монтеверди — первый композитор барокко

Значение Монтеверди в истории музыкальной культуры ______________________127
Эстетические принципы барокко в творчестве Монтеверди. Первая опера — «Орфей» ___________________131
Монтеверди — «итальянский Шекспир». Опера «Коронация Поппеи» _____135

Романтик XVII века Генри Пёрселл

Исторический фон творчества Пёрселла _________________________________________141
Лирическая природа музыки Пёрселла. Опера «Дидона и Эней» ________________________________144
Национальная природа и предромантические черты стиля Пёрселла _____________________________________148

Французская королевская опера XVII века. Жан Батист Люлли

Просвещенный абсолютизм Людовика XIV _______________________________________153
Придворный классицизм Люлли ____________________________________________________156
Национальная природа таланта Люлли ____________________________________________162

Итальянская опера второй половины XVII века — «концерт в костюмах»

Рождение ариозного стиля ______________________164
«Музыкальный словарь» новой оперы _____________________________________________168

Инструментальная музыка XVII — начала XVIII века

Рождение инструментальной музыки ______________________________________________173

Наедине с Богом: органная музыка барокко

Органная музыка барокко — наследница Ренессанса. Основные органные жанры _______________________________________177
Как сочинить фугу ______________________________________________________________________184

Дом бюргера и салон аристократа: клавирная музыка с конца XVI до начала XVIII века

Искусство для бюргера: простота и здравый смысл. Школа английских вёрджинелистов _______________________________________191
Салонный стиль рококо. Музыкальные «безделушки» Франсуа Куперена __________________________________197
Светский человек — герой музыки Куперена. Светская беседа — идеал музыкального общения _________________________________200

Под небом Италии: струнная ансамблевая музыка барокко

Понятие пространства в музыкальном искусстве ________________________________206
Первые шаги струнной музыки. Основные жанры — трио-соната и кончерто гроссо ______________________________209
Музыкальная «живопись» барокко. Арканджело Корелли _____________________210
Музыкальные «картины» Корелли. Жанр кончерто гроссо ________________________________________213

Секреты популярности Антонио Вивальди

Вивальди — гражданин Венеции _____________________________________________________219

Композитор и публика ________________________________________________________________221
Секрет первый __________________________________________________________________________223
Секрет второй __________________________________________________________________________226
Секрет третий __________________________________________________________________________228
Секрет четвертый ______________________________________________________________________230
Секрет пятый, оставшийся нераскрытым _________________________________________232

Бах и Гендель — две личности, два стиля

Творчество Баха и Генделя — музыкальный итог эпохи барокко ______________234
Религиозно-философский «манифест» Личности — немецкий протестантизм ________________________________________238
Бах — поэт и мыслитель. Гендель — вождь и оратор ______________________________242
Стилевые различия музыкальной речи Баха и Генделя — построение мысли и построение формы __________________________________________248
От библейских пророков до евангелиста Матфея. «Мессия» Генделя и «Страсти» Баха ________________________________________257
Библейское и евангельское слово в музыке Баха и Генделя: интонация и стиль ______________________________________260
Библейские и евангельские герои в музыке Баха и Генделя _______________________________________________________________266
Композиционные принципы оратории «Мессия» и «Страстей по Матфею» _________________________________________________272

Музыка классицизма

Музыкальная культура Просвещения ______________________________________281

Новый герой XVIII века — оптимист и практик __________________________________283
Культ Разума — основа мировоззрения новой эпохи _____________________________287
Театр — ведущий вид искусства Просвещения ____________________________________300

Оперный театр XVIII века. Комедия

Рождение итальянской оперы-буффа. «Служанка-госпожа» Перголези _____295
Французская опера XVIII века: от ярмарочного балаганадо мещанской сентиментальной комедии _________________________________________302
Первые шаги нового стиля: Доменико Скарлатти и Карл Филипп Эмануэль Бах _________________________________________________311
«Частная жизнь» в музыкальном искусстве ________________________________________313
Недосказанное и случайное: композиционные идеи новой музыки __________319

Античная драма на оперной сцене. Сочинения Кавалера Глюка

Оперный идеал Просвещения — революционный классицизм _______________323
Реформа оперы. Драматический конфликт в музыке Глюка ___________________328
Вокальный стиль и драматическое развитие в оперном творчестве Глюка _________________________________331
Создатель европейского симфонизма Франц Йозеф Гайдн ____________________________________________________337
В согласии с миром и собой: характер и стиль музыки Гайдна _________________338
Классическая симфония — философская повесть о жизни _____________________344

Часть первая. Сонатное аллегро ____________________________________________________346
Части вторая, третья и финал _______________________________________________________351

Музыкальный театр Моцарта _________________________________________________357

Красота и Поэзия ______________________________________________________________________359
Естественность и лицедейство ______________________________________________________363
Моцарт и опера-буффа ________________________________________________________________367

«Симфонические сцены» Вольфганга Амадея Моцарта ___________372

Моцарт и Гёте. Актер и поэт — герой симфоний Моцарта _____________________373
Сцена первая. «Действующие лица...» — сонатное аллегро ____________________376
Сцена вторая. «В сердечной глубине...» — адажио, анданте ____________________381
Сцены третья и четвертая. «Прощание с театром» — финал __________________383

«Не Я, но Мною» ___________________________________________________________________387

Равенство, Братство и Свобода ______________________________________________________389
Гении не требуются ____________________________________________________________________398
«Шнепеперль» __________________________________________________________________402

Глоссарий _____________________________________________________________
Именной указатель _____________________________________________________425

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ